Активность
  • 8 декабря 2018
  • orthograf
    8 декабря 2018, 17:16 добавил новую статью Афонское золочение | Учебный материал


    Пролистывая архивные записи по сути публикации перечитал старые темы с нашего уже седого форума «Паки об афонском золочении» и «Афонские иконы — [утраченная?] технология золочения» в двух частях с форума «Христианство в искусстве». Пришел к выводу, что вопрос так и остался открытым...

    Из комментариев:

    я же говорю в основном о Пантелеимоновом монастыре, где стыков нет. но думаю, что был грунт + мордан, и золото буквально топилось в песочный грунт, поэтому нет стыков вообще, что даже есть мысли о распыленном золоте..
    хотя некоторые реставраторы считают, что это творенное золото, и ничто иное.
    но это оч. накладно, но эффект тот самый

    Это очень похоже, судя по виду, на морданное золочение по мелкодисперсной основе.Частички основы преломляют свет и с любой точки зрения блеск получается одинаковым, но матовым. В наше время можно подобного эффекта достичь за счёт матового лака, но, конечно, золочение на мелкое зерно будет отличаться.

    Когда нужно получить фактурный золотой фон у барельефных вставок, производят позолоту по песку или зерну в зависимости от заданной фактуры. Процесс золочения по песку или зерну тот же, что и при обычном золочении на лаке мордан.

    Только перед последней операцией поверхность покрывается лаком мордан с кисти без последующего снятия ватой, и на лак накладывается мелкий, чистый песок или зерно. Когда лак высохнет и песок или зерно прочно приклеятся, поверхность вновь покрывают лаком мордан и золотят на отлип сусальным (листовым) золотом.
    Таким способом золотили фона в парусных сводах под большим и малым куполами Исаакиевского собора, фон барельефов в Малиновой гостиной Аничкова дворца (нынешнего Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова), зала рисунков. Государственного Эрмитажа и др.

    Песок и зерно предварительно промывают чистой водой, сушат и только после этого наносят на золотимую поверхность.

    Раньше применялся еще один способ позолоты — по серебру.
    Подготовка поверхности производилась обычным способом до покрытия масляным лаком включительно. После этого на лак мордан накладывали листовое серебро, по которому на том же .лаке выстилали листовое золото. Поверхность получала приятный ровный матовый тон.

    Афонское золото еще называют «песочным» те, кто с Афоном имеют дело, четко отграничивая его от твореного.

    Все ясно, разобрались.. ) сусальное З. — золотобойная форма золота для декоративного золочения, в виде листов. Твореное- перетертое золото, из сусальных листов. Аф. З.- техника золочения, с определенными приемами. Судя по границам сусали- на мордан. Но из-за матовости, нет холодно-могильного, присущего мордану, блеска и ощущения.

    У позолотчиков есть особый состав мат, из росного ладана на спирту, для тусклой или томленой позолоты."

    3. Приготовление матового раствора.
    Если вызолоченной на мордан поверхности необходимо придать матовый тон, ее покрывают с кисти тонким слоем специально приготовленной эмульсии.
    Раствор состоит из пищевого желатина, шафрана, бензойной смолы (росного ладана).
    Приготовление раствора
    1. Бензойную смолу или росный ладан растворить в спирте (ректификате) в соотношении 1:10.
    2. Приготовить на 1 литр воды 20%-й раствор желатина.
    3. Смешать оба раствора в равных частях. Состав должен быть молочного цвета. Процедить через
    плотный капрон, добавить для подцветки настой шафрана на спирте.
    В этот раствор для придания разных оттенков можно добавить и сухие пигменты — для подведения под основной тон позолоты фарфора.
    Раствор наносится на вызолоченный участок, если необходимо доделке придать матовый эффект, для сочетания матовой и полированной поверхности золота, восстановить орнамент, цировку (нанесение глянцевого рисунка) или патину.
    Золоченая деталь в сочетании с матовым отливом создает желаемый декоративный эффект.

    http://art-con.ru/node/246

    росный ладан продается, это самый дешевый из афонских ладанов. и самый такой, для подвижников, чтоб чувства не услаждать чрезмерно. Типа канифоли, только канифоль получше пахнет.

    Только что закончил расчистку большой иконы афонского письма.
    Свежие впечатления: живопись и фон совершенно по разному ведут себя под растворителем в процессе раскрытия. Живопись, включая личное, кармины на мафории Богородицы и прочие «опасные» места по сравнению с фоном, стоят «намертво». Фон — просто минное поле.

    На фото (до довыборки ещё — есть огрехи местами) видны остатки золота, которое может быть только сусальным, положенным на лаковую основу, и собственно подложка (оливково-охристый разбел).

    Эта подложка имеет довольно ощутимую толщину и в качестве связующего имеет явно не клеевую основу. Не могу судить во сколько этапов накладывался этот слой, как он выравнивался, но для меня очевидно, что сусальное золото было положено на этот непросохший (или, как вариант, «растревоженный» каким-то лёгким растворителем) слой. Как справедливо замечено было кем-то в этой теме или параллельной, «втоплено» в него.

    ...в той теме на картинках видно, что вполне себе листовое золото.
    Да и расход творёного (порошкового) был бы просто неимоверным, что при практически поточном производстве — вещь недопустимая.

    Если исходить из простого (а вернее сказать — банального, элементарного) положения*, что любое производство стремится оптимизировать расходы на изготовление продукции, а ещё лучше — минимизировать их, то творёное золото для фона должно быть отметено сразу.

    Золотой пигмент, или золотой порошок- древнее изобретение, применялся и как краска. Но вряд ли его «творили» а затем сушили, есть др. способы, менее энергоемкие и золотозатратные.
    Возможно, я не точно выразил мысль в предыдущ посте, а именно, насколько такая техника (порошковая) оптимальна для поточного производства, в то время.

    Вот так Золотой Порошок использовали в Китае и Японии:

    Золотой лак — тривиальное название, золотой порошок крайне редко смешивают с лаком из-за того, что лаки Urushi имют темно-коричневый цвет после полимеризации (изначально они светлее, но окисляясь полимеризуются обретая очень темный коричневый цвет) поэтому смешивать золотой порошок с лаком — экономически нецелесообразно! Используется другой прием, на поверхность наносят сам лак, пока он не высох, на него «набрызгивают» золотой порошок (как правило Marufun — это сферообразные частицы золота, около 15 размеров, с 1 — 12 получается матовая золотая поверхность, а с 13-15 блестящая, Fundame — только внутри Инро), «набрызгивание» делается с помощью бамбуковой трубочки, один конец которой закрыт шелковой тканью сеточкой, для разных размеров частиц используют разные шелковые сеточки. После того как лак высохнет и Marufun приклеится (5-6 дней в Muro или Furo), кисточкой смахивают неприклеившиеся частицы (иногда, дополнительно промазывают золоченую поверхность сильно разбавленным лаком Nashiji-Urushi — это самый светлый лак используемый в основном для золота и серебра, смешанным с камфорой, еще раз сушат в Muro, 2-3 дня. Вообще, чем дольше сохнет — тем лучше результат полировки!

    Полируют с помощью тонкой наждачки или специальным камнем (зависит от кривизны поверхности), затем полировальный порошок с маслом камелии, потом самый тончайший порошок и подушечки пальцев. После всех манипуляций получается поверхность, которая выглядит так, как будто ее отлили из золота!


    Об этой технике говорила КИСА... но при этой экономичной технике, все равно главное, применительно к афонскому золочению, «песочная » (или резко матовая) фактура грунта, т. к. слой порошкового золота тончайший. Одним порошком столько не напылишь.

    На первый взгляд, похоже.. идея совпадает, и аналоги в истории есть, а сегодня напыление- вообще обычное дело.., но есть сомнения.

    Кстати, такой прибор, с полным набором акссесуаров можно приобрести:
    Используя одну из наших свежих разработок — устройства сухого распыления, вы сможете золотить и серебрить самые сложные поверхности, любой высоты и глубины, быстро и недорого.©

    Продается, т. с., для хобби(тов), любителей декупажа и т. п. (илл. прилагается).

    Но естественный вопрос (если придерживаться теории сухого напыления).. монахи сами производили З. порошок, или покупали на фабрике? Промышленность уже была развита.


  • 5 декабря 2018
  • orthograf
    5 декабря 2018, 19:49 добавил новую статью Три защитительных слова против порицающих святые иконы | Библиотека


    Первое слово

    I. Нам, сознающим1 свои недостатки, конечно, следовало бы всегда хранить молчание и исповедовать перед Богом свои грехи; но так как все прекрасно в свое время, а Церковь, которую Бог создал «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:20) Сыну Его, – я вижу, – поражается как бы морскою бурею, слишком высоко поднимается следующими друг за другом волнами, приводится в беспорядок и потрясается вследствие несноснейшего дуновения злых ветров, свыше сотканное одеяние Христа, которое «сыны» нечестивых упорно старались разорвать, раздирается, тело Его, которое есть Слово Божие, разрывается на различные части, также и искони крепко хранимое Предание церкви2, – то я не счел разумным молчать и наложить на язык узы, боясь с угрозою произнесенного определения, говорящего: «Если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10:38). И: Если увидишь «идущий меч» и не предостережешь (Иез.33:6) брата твоего, «кровь его взыщу от руки твоей» (Иез.33:8). Поэтому, поражаемый невыносимым страхом, я решил говорить, не ставя величия царей выше истины3. Ибо Давид, – слышал я, – вещал: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» (Пс.118:46), напротив, этим сильнее побуждаемый к речи. А ведь слово царя имеет большую силу для склонения на свою сторону подданных; поэтому из живших с самого начала людей, которым было известно, что земной царь подчинен высшей власти и что над царями господствуют законы, пренебрегли царскими приказаниями немногие.

    II. Итак, прежде всего утвердив как бы некоторый киль, или основание, для размышления – сохранение церковного законодательства, при посредстве которого обыкновенно происходит спасение4, я снял преграду у слова и выпустил его, как хорошо взнузданного коня, из загородки. Ибо в самом деле я счел ужасным, даже более чем ужасным, чтобы Церковь, блистающая столь великими преимуществами и искони украшенная преданиями благочестивейших мужей, возвращалась опять к немощным и бедным (Гал.4:9), где нет страха, и как бы не знающая истинного Бога, – боялась впадения в идолослужение, и даже хоть в весьма малой степени лишалась совершенства, как бы на средине очень прекрасного лица имея некоторый постоянно остающийся след, портящий всю красоту своею неуместною прибавкой. Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, так как есть лишь добавочная черта; чтобы издревле получившее силу Предание Церкви было поколеблено – не малое, потому что осуждены прежние наши «наставники», взирая на образ жизни которых должно было бы подражать вере [их].

    III. Итак (а речь моя к вам5), усердно прошу, во-первых, Вседержителя Господа, для Которого все обнажено и открыто, знающего, что мое смиренное намерение в этом случае без примеси чего-либо худого и что цель чиста, – дать мне слово, когда откроются уста мои, и взять Собственными руками вожжи моего ума и привлечь его к Себе, чтобы перед лицом [Его] он совершал быстрое движение по прямой дороге, не уклоняясь к тому, что кажется правым, или к тому, что он знает как левое. Потом прошу весь народ Божий, «народ святой», царское священство (Втор.7:6; 1Пет.2:9), вместе с прекрасным пастырем словесного Христова стада, который в себе самом выражает высшее жречество Христово, принять мое слово с благосклонностию, не обращая внимания на самую незначительную степень моего достоинства или не ища искусства в моих словах, так как в этом я, бедный, не вполне опытен, но взвесить силу моих мыслей. Ибо Царство Небесное не в слове, «но в силе Божией» (1Кор.2:5). Ведь цель – не победить, но протянуть руку подвергающейся нападению истине, так как добрая воля протягивает руку силы. Поэтому, призвавши помощницею ипостасную Истину6, отсюда поведу начало своего слова.

    IV. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Господь Бог твой Господь один есть» (Втор.6:4); и: «Не будет у тебя других богов» (Исх.20:3); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху» (Исх.20:4); и: «Да постыдятся все служащие истуканам» (Пс.96:7); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут... из-под небес» (Иер.10:11); и [иное] подобное этому, что «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в единородном Сыне... Его, через Которого и века сотворил» (Евр.1:1–2). Я знаю Того, Кто сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого... Бога, и посланного Тобою, Иисуса Христа» (Ин.17:3). Верую во единого Бога, одно Начало всего, безначального, несозданного, не подверженного гибели и бессмертного, вечного и постоянного, непостижимого, бестелесного, невидимого, не имеющего образа; в одну «пресущественную сущность», в Божество – «пребожественное», в трех Лицах: Отце, и Сыне, и Св.Духе, и только Ему одному служу, и только Ему одному воздаю служебное поклонение. Поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но служу и Троице Ипостасей: Богу Отцу, и воплотившемуся Богу Сыну, и Богу Св.Духу, одному Богу. Не поклоняюсь твари вместо Творца, но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого-либо разделения, снизошедшему «в тварь», чтобы прославить мое «естество» и сделать участником в божественном «естестве»7. Вместе с Царем и Богом поклоняюсь и «багрянице» тела8, не как одеянию и не как четвертому Лицу, – нет! – но как ставшей причастного тому же Божеству и, не испытав изменения, сделавшейся тем, что есть и освятившее [ее]. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, чем Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потерявши того, что она есть, лучше же сказать: будучи единою со Словом по ипостаси. Поэтому смело изображаю Бога невидимого не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима. Ибо если невозможно изобразить душу, то сколь больше – Бога, давшего невещественность и душе!

    V. Но, говорят, Бог сказал через законодателя Моисея: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» (Втор.6:13); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» (Исх.20:4).

    Братие! Поистине заблуждаются не знающие писаний, что «буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6), не отыскивающие скрытого под буквой духа. Им я по праву мог бы сказать: Научивший вас этому да научит и тому, что следует. Уразумей, как толкует это законодатель, примерно так говоря во Второзаконии: «И говорил Господь к вам... из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор.4:12). И немного спустя: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15); «дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой» (Втор.4:16–17) и следующее. И после краткого промежутка: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор.4:19).

    VI. Видишь, что одна цель, чтобы мы не служили твари «вместо Создателя» и, кроме одного только Творца, [никому] не воздавали служебного поклонения? Поэтому всюду с «поклонением» Бог соединяет «служение». Ибо опять говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх.20:3–5). И опять: «И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их... Не то должны вы делать» (Втор.12:3–4) другому Богу. И спустя немного: «Не делай себе богов литых» (Исх.34:17).

    VII. Видишь, что ради [избежания] идолослужения Моисей запрещает писание изображений и что невозможно, чтобы был изображаем бесколичественный, и неописуемый, и невидимый Бог? Ибо «образа» Его, говорит он, «не видите», соответственно чему и Павел, стоя в средине ареопага, также говорит. «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:29).

    VIII. Иудеям, конечно, это было предписано по причине склонности их к идолослужению. Мы же (если сказать с Богословом9), которым дано, избежав суеверного блуждания, познав истину, находиться в общении с Богом и служить одному только Богу, изобиловать совершенством Богопознания и, по миновании детского возраста, достигнуть возраста «мужа совершенна», – не находимся более «под пестуном», так как получили от Бога способность различать и знаем, что может быть изображаемо и что не может быть выражено посредством изображения. Ибо «образа» Его, говорит [Писание], «не видите». О мудрость законодателя! Как будет изображено невидимое? Как будет уподоблено неуподобимое? Как будет начертано не имеющее количества и величины и неограниченное? Как будет наделено качествами не имеющее вида? Как будет нарисовано красками безтелесное? Итак, что таинственно показывается [в этих местах]? Ясно, что когда увидишь безтелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого Его вида. Когда невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося. Когда Тот, Кто, будучи, вследствие превосходства Своей природы, лишен тела, и формы, и количества, и качества, и величины, Кто, «будучи образом Божиим» (Флп.2:6), «принял образ раба» (Флп.2:7), «через это сделался ограниченным» в количественном и качественном отношениях и облекся в телесный образ, тогда начертывай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться. Начертывай неизреченное Его снисхождение, рождение от Девы, крещение во Иордане, преображение на Фаворе, страдания, освободившие нас от «страстей», смерть, чудеса – признаки божественной Его природы, совершаемые божественною силою при посредстве деятельности плоти, спасительный крест, погребение, воскресение, восшествие на небеса; все рисуй и словом, и красками. Не бойся, не опасайся! Я знаю различие поклонений. Поклонился некогда Авраам сынам Еммора, когда купил двойную пещеру «в стяжание гроба», – мужам нечестивым и страдавшим болезнью незнания Бога. Поклонился Иаков брату Исаву и Фараону, мужу-египтянину, а также и «на верх жезла». Хотя поклонился, но не послужил. Поклонились Иисус, сын Навина, и Даниил Ангелу Божию, но не послужили. Ибо в одном состоит служебное поклонение и в другом – воздаваемое ради чести людям, отличающимся каким-либо достоинством.

    IX. Но так как речь – об «изображении» и «поклонении», то обсудим тщательно, в чем состоит это [изображение и поклонение]? Итак, изображение есть подобие с отличительными свойствами первообраза, вместе с тем имеющее и некоторое в отношении к нему различие. Ибо изображение не во всем бывает подобно первообразу. Однако Сын есть живое, естественное и во всем сходное изображение невидимого Бога, нося в Себе Самом всего Отца, во всем имея с Ним тождество, различаясь же одним только происхождением [от Него как] от причины. Ибо Отец есть естественная причина; а что происходит от Другого как от Причины, есть Сын. Ибо не Отец – от Сына, но Сын – от Отца. Ведь от Него, хотя и не после Него, имеет Сын бытие, какое есть и Отец, Его родивший10.

    X. В Боге есть также изображения и образцы тех вещей, которые имеют от Него быть, то есть Его совет – предвечный и всегда остающийся неизменным. Ибо Божество во всем неизменно и у Него «нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Святой Дионисий11, сведущий в божественных делах и с помощью Божиею рассмотревший то, что касается Бога, называет эти изображения и образцы предопределениями. Ибо на совете Его все им предопределенное и имевшее ненарушимо случиться в будущем было прежде своего бытия с точностью определяемо, подобно тому как если кто-либо желает построить дом, то сначала в уме начертывает и изображает его форму.

    XI. Потом, в свою очередь, изображениями являются видимые вещи, телесно выражающие те предметы, которые невидимы и лишены формы, чтобы они хоть неясно были постигаемы умом. Ибо и божественное Писание облекает образами Бога и Ангелов, и причину указывает тот же самый божественный муж. Ведь, что естественно предложены образы тому, что лишено образов, и формы тому, что не имеет форм, как на причину можно было бы указать только на уместную в отношении к нам аналогию: что мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов без [какого-либо] посредства и для того, чтобы подняться вверх, имеем нужду в том, что родственно [нам] и сродно. Поэтому если божественное Слово, предусматривая нашу способность к восприятию, отовсюду доставляло нам то, что способно «поднять вверх», облекает некоторыми образами как предметы простые, так и не имеющие образов, то почему не изображать того, что по своей собственной природе владеет образом и чего хотя мы и желаем страстно, но что, вследствие своего отсутствия, видимо быть не может? Ибо через посредство чувства в передней полости мозга образуется некоторое представление и таким образом отправляемое к способности суждения сохраняется в сокровищнице памяти. Действительно, и Григорий Богослов говорит, что «ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного, всюду оказывается бессильным». Но и «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Ибо в тварях мы замечаем образы, прикровенно показывающие нам божественные отражения, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем себе посредством солнца и света и луча, или бьющего ключом источника и вытекающей влаги и течения, или ума и слова и находящегося в нас дыхания, или ствола розы и цветка и благовония.

    XII. В свою очередь, образом будущего называется такой, который под покровом загадки оттеняет будущее, как кивот Завета и жезл и стамна обозначали Святую Деву и Богородицу12, как змий – Того, Кто через крест уничтожил силу укушения виновника всех зол – змия, как море и вода и облако – дух крещения.

    XIII. С своей стороны, образом прошедшего называется такой, когда воспоминается о каком-либо чуде, или почести, или позоре, или добродетели, или пороке, для пользы тех, кто после рассматривает [это], чтобы нам [таким образом] избегать пороков и устремляться к добродетелям. Это же [изображение] – двояко: как через вписываемое в книги слово, подобно тому как Бог начертал на каменных досках закон и повелел, чтобы была записана жизнь боголюбезных мужей, – так и через чувственное созерцание, подобно тому как Он повелел, чтоб, в воспоминание, были положены в кивот Завета стамна и жезл13 (Чис.17:8). Так и теперь мы записываем образы прошедшего и добродетели. Поэтому или устрани всякое изображение и постанови закон против Того, Кто приказал, чтобы они были, или принимай каждое сообразно с тем понятием и характером, какие свойственны всякому [из них]. Итак, сказавши о «родах изображения», скажем и о «поклонении».

    XIV. Поклонение есть знак смирения и почтения. Мы знаем различные роды и этого. Первое поклонение – служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаем [последнее] друзьям Его и слугам, подобно тому, как Иисус, сын Навина, и Даниил поклонились Ангелу; или – «местам» Божиим, подобно тому как говорит Давид: «Поклонимся подножию ног Его» (Пс.131:7), и посвященным Ему предметам, подобно тому как весь Израиль поклонялся скинии Завета и, стоя кругом Иерусалимского храма и отовсюду взирая на него, поклоняются [евреи] еще и теперь; или поставленным от Него начальникам, подобно тому как Иаков – Исаву, как старшему, по воле Божией, брату, и фараону – поставленному Богом правителю; также – Иосифу его братья. Я знаю также о поклонении, воздаваемом ради взаимного уважения, подобно тому как Авраам – «сынам Еммора». Поэтому или устрани всякое поклонение, или допускай всякие, имеющие должный смысл и характер.

    XV. Ответь мне на вопрос: Бог – один Бог? Да, скажешь, как мне кажется, один Законодатель. Итак, почему Он издает противоположные законы? Ведь Херувимы не вне числа сотворенных существ. Следовательно, почему Он повелевает, чтобы приготовляемые человеческими руками изваяния Херувимов осеняли очистилище? Или ясно, что невозможно делать изображение Бога, как неописуемого и несравнимого, или – кого-либо как Бога, чтобы не было воздаваемо служения и поклонения твари как Богу? Изображение же Херувимов как ограниченных и раболепно стоящих подле божественного престола Он повелевает делать, чтобы оно раболепно осеняло очистилище. Ибо прилично было, чтобы образ божественных таинств осенялся изображением небесных слуг Божиих. А что говоришь ты о кивоте Завета, стамне, очистилище? Не руками ли они приготовлены? Не дела ли рук человеческих? Не из презренного ли, как ты говоришь, вещества они устроены? А что вся скиния? Не была ли она образом? Не тень ли и образец? Поэтому божественный Апостол, рассказывая о подзаконных священниках, говорит: «Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Евр.8:5). Но и закон не был образом, а [как бы] переднею стеною для прикрытия образа. Ибо тот же самый Апостол говорит: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1). Итак, если закон запрещает изображения, а сам есть [как бы] передняя стена для прикрытия образа, то что мы скажем? Если скиния – тень и образ образа, то почему закон не приказывает писать изображений? Но не так это, нет. Но лучше «свое время всякой вещи».

    XVI. Бестелесный и не имеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и «с человеком поживе», я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества «соделавшему» мое спасение, и не перестану почитать вещество, через которое «соделано» мое спасение. Почитаю же не как Бога – нет! – ибо каким образом есть Бог то, что возымело свое бытие из ничего? Хотя, по причине соединения в одном Лице Божества и человечества, тело Божие – Бог, так как оно, не изменяясь, сделалось тем, что есть и освятившее [его, но] оно [все-таки] осталось таким, чем оно было по природе: плотью, одушевленною «словесною» и разумною душою, получившею начало, не несотворенною. Почитаю же и благоговею и перед остальным веществом, при посредстве которого «соделалось» мое спасение, как перед исполненным божественной силы и благодати. Или «древо крестное», трижды счастливое и «преблаженное», не вещество? Или не вещество достойная почтения и святая гора? «Краниево место»14 (Мф.27:33)? Или не вещество благодатная и живоносная скала15, святой гроб, источник нашего воскресения? Или не вещество чернила и всесвятая книга Евангелий? Или не вещество живоносная трапеза16, доставляющая нам хлеб жизни? Или не вещество как золото, так и серебро, из которых приготовляются кресты и дискосы, также и потиры?17 Или не вещество, преимущественно перед всем этим, тело и кровь Господа нашего? Или устрани почитание и поклонение всему этому, или, повинуясь церковному Преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатью божественного Духа. Не порицай вещества, ибо оно недостойно презрения. Из того, что произошло от Бога, нет ничего достойного презрения. Это [то есть презрение вещества] – мнение манихеев18. Но то одно только достойно презрения, что не от Бога имело причину, а что есть наше изобретение вследствие своевольного отклонения и направления воли от того, что сообразно с природою, к тому, что противоположно ей, – то есть грех. Если ты презираешь и запрещаешь изображения по причине [предписания] закона, как приготовленные из вещества, то смотри – что говорит Писание: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина. И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела. И вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (Исх.31:1–6). И опять: «И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь: сделайте от себя приношение Господу; каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь, шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, и виссон, и козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим, и елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений, камень оникс и камни вставные для ефода19 и наперсника. И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь: скинию» (Исх.35:4–11) и следующее. Вот подлинно драгоценное вещество, хотя вами считается достойным презрения. Ибо что ничтожнее «козьей шерсти» или красок? Разве не краска – «червленица», и «багряница», и «синета»20? Вот, подлинно, и дела рук человеческих, и изображение Херувимов. Итак, почему от имени закона запрещаешь то, что закон повелевает делать? Если ради закона ты запрещаешь изображения, то пора тебе и субботствовать, и обрезываться. Но знай, что, если соблюдаете закон, «не будет вам никакой пользы от Христа... оправдывающие себя законом… отпали от благодати» (Гал.5:2–4). Древний Израиль не видел Бога, «мы же откровенным лицем славу Господню взираем»(2Кор.3:18).

    XVII. И всюду ставим чувственно выраженный образ Его, освящая [через это] первое [из наших чувств]; ибо первое из чувств – зрение; подобно тому как словами освящаем слух; ведь изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха – слово, это же для зрения – изображение; при помощи же ума мы вступаем в единение с ним. По этой причине Бог повелел, чтобы кивот Завета был сделан из негниющих деревьев, чтобы он был внутри и извне «позолочен» и чтобы были вложены скрижали, и жезл, и «стамна златая», имеющая манну, для напоминания о случившемся и – предъизображения будущего (Исх. 25:10–16). И кто не скажет, что это [были] образы и громкие провозвестники? И находились эти предметы не с боков скинии, но перед лицом всего народа, на что взирая воздавались поклонение и служение Богу, действовавшему при их посредстве. Ясно, что служили им не как им, но, посредством их приводимые к припоминанию чудес, воздавали поклонение Виновнику чудес – Богу. Ибо образы были положены для напоминания, не как боги, но как приводившие к напоминанию о божественной деятельности.

    XVIII. Повелел Бог также и то, чтобы были взяты из Иордана двенадцать камней; Он присоединяет и причину, ибо говорит: когда спросит тебя сын твой: «Что есть эти камни»? – возвести, как по божественному повелению иссякла вода Иордана и «перешел» кивот Господень и весь народ (Нав. 4:1–7). Итак, как же мы не станем изображать на иконах спасительных «страстей» и чудес Христа Бога, для того чтобы, когда спросит меня сын мой: что есть это? – я сказал, что Бог-Слово сделался человеком и через Него не один только Израиль перешел Иордан, но и вся природа возвратилась к древнему блаженству. Через Него природа возвратилась из самых низких частей земли превыше всякого начала и села на самом Отчем престоле.

    XIX. Но, говорят, делай изображение Христа и удовольствуйся, или Матери Его – Богородицы21. О нелепость! Ты ясно признал себя врагом святых. Ибо если ты делаешь изображение Христа, а святых – никоим образом, то ясно, что ты запрещаешь не изображение, но чествование святых. Ибо изображения Христа, как украшенного славою, ты делаешь, изображение же святых, как будто бесславных, отвергаешь и истину называешь ложью, ибо: «Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар.2:30). И божественный Апостол: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:7). И: «Если... с Ним и страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17). Ты предпринял войну не против икон, но против святых. Ибо Иоанн Богослов и наперсник говорит: «Будем подобны Ему» (1Ин.3:2). Как соединяющийся с огнем делается огнем, не по природе, но в силу соединения, воспламенения и участия, так, говорю, и плоть воплотившегося Сына Божия. Ибо она вследствие ипостасного участия в божественной природе, не изменяясь, обожествилась, освященная не действием Божиим, как каждый из пророков, а присутствием все Освящавшего. А что и святые суть боги, говорит [Писание]: «Бог стал в сонме богов»(Пс. 81:1), и – что Бог стоит посреди богов, распределяя [каждому] по заслугам, как говорит божественный Григорий, толкуя [это место]. Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по смерти их благодать Святого Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях не по причине их сущности, а вследствие благодати и [божественного] действия.

    XX. А какой храм в честь Себя обещал Бог Давиду создать через собственного его сына и уготовать место покоя, этот храм созидая, Соломон сделал Херувимов, как говорит Книга Царств, и обложил Херувимов золотом, также и все стены кругом, «сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3Цар.6:29) (и не сказал: с боков, но кругом), также волов и львов и гранатовые яблоки. Разве не много ценнее украсить все стены дома Господня «ликами» святых и изображениями, нежели – безсловесных и деревьев? Где закон, повелевающий: «не сотвори... всякого подобия»(Исх. 20:4)? Но Соломон, получивший излияние мудрости, изображая небо, сделал Херувимов и подобия львов и волов. Закон же запрещает это. А если мы, изображая Христа, делаем также и изображения святых, то не есть ли это, следовательно, во всяком случае более благочестивое дело, потому что они также исполнены Святого Духа? Ибо как тогда и народ, и храм очищались кровью, также и пеплом телицы, так и теперь – кровью Христа, подвергшегося мучению при Понтийском Пилате и показавшего Себя Первенцем из мучеников, а также еще – и кровью святых, на которых созидается Церковь. И тогда [храм Божий украшался] как фигурами, так и изображениями безсловесных, [теперь же – изображениями святых,] сделавших себя одушевленными и разумными храмами – жилищем Божиим.

    XXI. Итак, изображаем (красками) Христа – Царя Господа, не лишая Его «воинства». Ибо «воинство» Господне – святые. Пусть лишит себя своего собственного войска земной царь и тогда пусть лишает своего Царя и Господа. Пусть снимет с себя багряницу и тогда пусть отнимает у отличившихся [в борьбе] против тирана и у обуздавших свои страсти приличествующее им почитание. Ибо если они «наследники Богу» и «сонаследники Христу», то будут также участниками и в божественной Его славе и царстве (Рим. 8:17). Друзья Христа, участвовав в Христовых страданиях, как не назовутся также и соучастниками Его славы на земле? «Не называю вас рабами» (Ин.15:15), говорит Бог, «вы друзья Мои» (Ин.15:14). Итак, когда дана им честь со стороны Церкви, мы ли будем отнимать у них? О, дерзкая рука! О безрассудно смелый ум, спорящий с Богом и противящийся Его повелениям! Ты не поклоняешься изображению, не поклоняйся и Сыну Божию, Который есть живое изображение невидимого Бога и неизменный образ. Поклоняюсь изображению Христа как воплотившегося Бога; изображению Госпожи всех – Богородицы как Матери Сына Божия; изображениям святых как друзей Божиих, противоставших греху до крови и излиянием ее за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь; и ставлю [перед собою] начертанные подвиги и страдания их, в жизни шедших по стопам Его, так как через них я освящаюсь и воспламеняюсь соревнованием подражания. Ибо говорит божественный Василий22 – воздаваемая изображению честь переходит на первообраз. Если ты воздвигаешь в честь святых Божиих храмы, то воздвигай также и их трофеи. Некогда не воздвигали храма в честь имени [кого-либо из] людей, не чествовали празднеством смерти праведных, но оплакивали. Прикасавшийся к мертвому, даже к самому Моисею [умершему], считался нечистым. Теперь же память святых празднуется. Труп Иакова оплакивали, а смерть Стефана празднуется всенародно. Поэтому или устрани всенародное празднование памяти святых, совершаемое вопреки древнему закону, или согласись и на изображения, существующие, как ты говоришь, вопреки закону. Но невозможно не праздновать памяти святых. Ибо сонм святых Апостолов и богоносных Отцов повелевает, чтобы это было. Ибо с тех пор, как Бог-Слово стал плотью, уподобившись нам во всем, кроме греха, неслиянно соединился с нашею природою и, не изменяя, обожествил плоть через взаимное неслиянное соединение Его божества и Его плоти, мы действительно освящены. И с тех пор как Сын Божий и Бог, не будучи по божеству подверженным страданию, пострадал, принявши [на Себя плоть], и уплатил наш долг, «излив» за нас выкуп23 (Евр.9:12), достойный и внимания, и удивления, мы действительно стали свободными, ибо кровь Сына достаточна для того, чтобы умолить Отца, и достойна благоговения. И с тех пор как сошедши во ад, Он возвестил от века скованным душам, как бы пленным – освобождение, как бы слепым – прозрение, и, связавши «крепкого»24, вследствие превосходства Своей силы, воскрес, одаривши нетлением воспринятую Им от нас плоть, мы действительно стали нетленными. И с тех пор как мы родились водою и духом25, мы действительно сделались «сыноположниками» и наследниками Бога. Поэтому Павел называет верных святыми. Поэтому мы не оплакиваем смерти святых, но празднуем. Поэтому мы – не [под законом, но] «под благодатью», оправданные верою, «ведая» одного только истинного Бога. «Закон положен не для праведника» (1Тим.1:9)26. Мы не находимся под «стихиями» закона, порабощенные, как дети, но, достигши «мужа совершенна», питаемся твердою пищей, не влекущей к идолослужению. Закон прекрасен, как бы светильник, светящий в темном месте, но до того времени, пока не «озарит день». Теперь же воссияла «утренняя звезда в сердцах» (2Пет.1:19) наших, живая вода Богопознания покрыла моря народов, и все мы познали Господа. «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Действительно, божественный Апостол Павел говорит Петру, высшей главе Апостолов: «Если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:14). И к галатам пишет: «Свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал.5:3).

    XXII. Конечно, никогда «не ведая Бога», они служили «не по естеству сущим богам». Теперь же, познав Бога, лучше же: познанные Богом, как опять возвратимся «на немощные и худые стихии»(Гал. 4:9)? Человек «видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа» (Быт.32:30) его. Я созерцаю подобие Божие, как увидел Иаков27, хотя и иным образом. Ибо тот невещественными глазами ума видел невещественный [образ], предоткрывавший будущее, я же – то, что воспламеняет воспоминание о Явившемся во плоти. Тень от Апостолов, платки и полотенца отгоняли болезни, изгоняли демонов. И как же не будут прославляемы тень и изображение святых? Или удали поклонение всякому веществу, или не делай нововведений и не переноси в другое место вечных границ, которые положили твои отцы.

    XXIII. Они передали церковное законоположение не только через письмена, но и через некоторые незаписанные предания. Действительно, божественный Василий в двадцать седьмой главе из тридцати, написанных к Амфилохию28 о Святом Духе, говорит буквально так: «Из сохраненных в Церкви догматов и учений одни мы имеем из записанного наставления, другие же приняты нами тайно – сообщенные нам из апостольского предания; каковые те и другие имеют одну и ту же силу в отношении к благочестию. И этому не будет противоречить никто, хотя бы он, по крайней мере, немного узнал церковные постановления; ибо если бы мы отважились отказываться от незаписанных обычаев, как будто не имеющих большого значения, то могли бы незаметно нанести вред Евангелию в самое опасное место» 29. Это – слова великого Василия. Ибо откуда мы знаем о святом «краниевом месте»? О гробе жизни? Не [так] ли, [как] дети приняли от отца, без записи? Ибо, что Господь был распят на кресте на «краниевом месте» и погребен «в гробе, который высек» (Мф.27:60) Иосиф 30 «в скале», написано. А что это есть то, чему теперь поклоняемся, мы знаем из незаписанного предания, и весьма многое подобное этому. Откуда [нам известно] троекратное погружение?31 Откуда – молитва [с лицом, обращенным] на восток? Откуда – преподанное учение таинств? Поэтому божественный Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес.2:15). Так как много столь великого без записи передано Церкви и сохранено до настоящего времени, то поэтому зачем говоришь клевету относительно икон?

    XXIV. Места Писаний, которые, однако, ты приводишь, не учат тому, что должно гнушаться поклонения имеющимся у нас изображениям, но тем, которые боготворят эллины. Не должно из-за нелепого обычая уничтожать и наш, который благочестив. Чародеи и волшебники произносят заклинания, и Церковь заклинает оглашаемых. Но те призывают к себе демонов, эта же – Бога против демонов. Эллины посвящают демонам изображения и называют их богами, мы же – истинному Богу – воплотившемуся, и рабам Божиим, и друзьям, прогоняющим полки демонов.

    XXV. Если же ты говоришь, что божественный и достойный удивления Епифаний32 определенно запретил их [изображения], то [знай, что], во-первых, эта книга, может быть, неверно надписана [его именем] и подложна: будучи трудом одного, она носит имя другого, что многие привыкли делать. Во-вторых, мы знаем, что блаженный Афанасий33, запретив класть останки святых во гробах, лучше же: приказывая скрывать их под землею, желал уничтожить нелепый обычай египтян, которые не скрывали под землей своих мертвецов, но полагали на ложах и кроватях. Быть может, и великий Епифаний (конечно, если согласимся, что эта книга принадлежит ему) предписал, что не должно делать изображений, желая исправить что-либо таковое же. Ибо, что намерением его не было пренебрежительное отношение к тем [изображениям], свидетелем служит Церковь того же самого божественного Епифания, до нашего времени кругом украшенная изображениями. В-третьих, то, что редко случается, не бывает законом для Церкви, и одна ласточка не делает весны, как кажется и Григорию Богослову и как есть в действительности. И одно мнение не в состоянии опровергнуть предания всей Церкви, простирающейся от [одних] концов земли до [других] ее концов.

    XXVI. Итак, [в этом смысле] принимай множество мест из Писания и Отцов, потому что хотя и говорит Писание, что «идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих» (Пс.134:15), но оно, конечно, запрещает поклонение не бездушным произведениям рук, а изображениям демонов.

    XXVII. Что действительно пророки поклонялись Ангелам, и людям, и царям, даже нечестивым, также и жезлу, сказано. Говорит же и Давид: «И поклоняйтесь подножию Его» (Пс.98:5). Исаия же от лица Бога говорит: «Небо – престол Мой,... земля же подножие ног Моих»(Ис.66:1). А всякому, я думаю, ясно, что небо и земля – творения. И Моисей, также и Аарон со всем народом поклонились «рукотворным». По крайней мере, Павел, «золотой кузнечик» Церкви, в послании к евреям говорил: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения» (Евр.9:11). И опять: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо» (Евр.9:24). И таким образом, прежнее святое – как скиния, так и все находящееся в ней – было «рукотворно». И что [этому] воздавали поклонение, никто противоречить не будет.

    Второе слово


    I. Господа мои, окажите снисхождение просящему, и от меня, непотребного и самого малого раба Церкви Божией, примите слово о том, что вполне верно. Ибо, – Бог свидетель, – я приступил к речи не
  • orthograf
    5 декабря 2018, 19:47 добавил новый блог Библиотека
  • 29 ноября 2018
  • lusyasokol
    29 ноября 2018, 12:01 подписалась в блог Учебный материал
  • lusyasokol
    29 ноября 2018, 12:01 подписалась в блог Неудобные вопросы
  • lusyasokol
    29 ноября 2018, 12:00 подписалась в блог Медиа
  • lusyasokol
    29 ноября 2018, 12:00 подписалась в блог Материалы
  • lusyasokol
    29 ноября 2018, 12:00 подписалась в блог Магазины
  • orthograf
    29 ноября 2018, 07:33 добавил новую статью Иконописец Олег Шуркус | Медиа
    Олег Шускур

    Олег Шуркус

    Основатель и руководитель мастерской. На сегодняшний день наша иконописная мастерская обладает потенциалом и многолетним опытом, позволяющим реализовать крупные проекты в области художественной росписи храмов и иконописания.

    Справка

    Олег родился в 1967 году в селе Бородино Красноярского края. До 15 лет жил в селе Шушенское, откуда в 1983 году уехал поступать в Палехское художественное училище. С 1987 по 1989 год служил на Тихоокеанском флоте. В 1990 году, после окончания с отличием художественного училища, принят на работу в «Товарищество Палех». С 1993 по 1996 год — член Союза художников России.
    В 1991 году пишет первый иконостас, а в 1996-м расписал первый храм. Работал над росписью более пятнадцати иконостасов и более двадцати храмов. С момента создания в 1998 году Палехской иконописной мастерской «Лик» является ее руководителем. Женат, имеет четырех детей.


    Сайт мастера

    Статья об иконописце Олеге Шуркусе на pravoslavie.ru
  • 27 ноября 2018
  • orthograf
    27 ноября 2018, 06:16 добавил новую статью Регенерация лака | Реставрация
    Термин «регенерация» в применении к старому, разложившемуся лаку обозначает восстановление структуры лаковой пленки, возвращение ей утраченной прозрачности. Процесс регенерации проводится после окончания всех технических процессов.



    Для выполнения регенерации используют регенерационный ящик. Он представляет собой фанерный прямоугольник с деревянными бортами. Высота бортов 3-4 см, края с внутренней стороны сняты фаской. Внутри фанера оклеена фланелью, драпом, фетром или иным достаточно толстым материалом, хорошо впитывающим спирт 1). Размеры и пропорции поверхности ящика бывают различными, но не превышают 0,5 м2, высота остается постоянной, Замкнутое пространство, необходимое для концентрации паров спирта, создается бортами, дном ящика и поверхностью картины, на которую ставится ящик. Увлажнение ткани на дне ящика производят разбрызгиванием спирта, при этом следят за тем, чтобы не образовывалось капель и спирт не попал на борта. Во избежание появления резких границ по краям отрегенерированного участка лаковой пленки, насыщение ткани спиртом несколько снижают вблизи бортов.

    1. Способ Петтенкофера

    Способ Петтенкофера применяется для регенерации лаковых пленок с поверхности, неглубоким разложением.

    Процесс регенерации начинают с пробы на небольшом участке и в неответственном месте. Пробу делают с помощью маленького ящика размером 3х4 см. Пробой определяют, восстанавливается ли пленка данного лака парами спирта и, если восстанавливается, то сколько времени должны действовать на нее пары спирта.

    Периодическим подниманием ящика и осмотром состояния лаковой пленки устанавливают время выдержки, необходимое для полной регенерации. Практически это время колеблется от 10 мин. до 2 ч.

    Для регенерации всей поверхности картины подбирают подходящий по размерам ящик. Лучшими размерами будут те, при которых количество отдельных обрабатываемых участков будет минимальным. Если на картине обнаружены участки со сбитым, осыпавшимся лаком, то предварительно их покрывают слоем лака чтобы предохранить красочный слой от соприкосновения с парами спирта. Царапины на лаковой пленке, если они не задевают красочного слоя, лаком не покрывают.

    Последовательным наложением ящика на участки достигаются регенерация всей площади. Обычно наложение ящика начинают с угла картины. Следующий участок выбирают, отступя от регенерированного на расстояние, меньшее ширины ящика, или же ставят ящик на противоположную сторону. При обработке соседних участков ящик ставят с небольшим заходом на уже регенерированный, чтобы избежать неравномерности регенерации на границах между ними. Нельзя регенерировать соседний участок, не дав лаку предыдущего затвердеть; ящик может прилипнуть к размягченному лаку и непоправимо повредить его. Продолжительность затвердевания пленки зависит от степени размягчения лака и занимает обычно несколько часов, а в отдельных, особенно сложных случаях — до суток.

    Картина небольшого размера /до 0,5 м2/ можно регенерировать в один прием ящиком, превышающим размер авторского полотна или деревянного основания картины. Чаще всего таким способом регенерируют небольшие картины, написанные на тонких досках.

    Для одновременной регенерации лака на картине значительной величины на стол натягивают материал типа байки или сукна и закрепляют по краям так, чтобы не образовывалось складок. Площадь закрепленной ткани при этом несколько превышает площадь картины. Картину со всех сторон обивают широкими рейками таким образом, чтобы их края равномерно выступали над поверхностью картины на 3-4 см. В углах картины рейки должны плотно подходить одна к другой. Ткань увлажняют спиртом, а картину кладут на нее сверху, обеспечивая необходимое расстояние между живописью и поверхностью ткани за счет выступающих реек. Пары спирта действуют в основном в вертикальном направлении сверху вниз или снизу вверх, поэтому положение байки относительно регенерируемой поверхности /над или под нею/ равнозначно. Во избежание стекания лака и скопления паров спирта в какой-либо части ящика важно, чтобы картина находилась в горизонтальном положении.

    Недостатком способа Петтенкофера является длительность процесса.

    2. Способ Ракитина

    Регенерация по способу В.Г.Ракитина применяется для восстановления прозрачности пленки при глубоком разложении лака. Работу выполняют следующим образом.

    Участок картины, соответствующий величина регенерационного ящика, быстро протирают марлей 2), смоченной в дистиллированной воде и отжатой, а затем — сухой, чтобы удалить излишки воды и равномерно распределить небольшое количество влаги по участку. Сразу же после этого ставят ящик. Поскольку влага начинает испаряться тотчас после протирки, процесс надо проводить очень быстро. По той же причине не следует брать участки размером больше 30x40 см.

    Глубинное действие паров спирта длится первые 5-6 мин, после чего процесс идет по пути обычной регенерации по способу Петтенкофера, т.е. сплавления поверхностных слоев лака. Поэтому держать ящик на картине дольше 6 мин нецелесообразно. Свежерегенерированный лак затвердевает в течение 6-10 мин.

    Если процесс регенерации за указанное время не завершился, его повторяют тем же приемом. Немедленно после затвердевания вновь протирают лак влажным марлевым тампоном. Лак сразу же сильно белеет — разлагается. После протирки сухой марлей снова ставят регенерационный ящик, но время выдержки уменьшают до 3-4 мин. Процесс повторяют до тех пор, пока не получат удовлетворительного результата, причем время выдержка необходимо последовательно сокращать, чтобы избежать чрезмерного размягчения лаковой пленки.

    Этим же способом восстанавливают разложившийся лак в составе связующего красочного слоя.

    Для успешного проведения процесса регенерации лака, независимо от способа работы, необходимо соблюдение определенных условий. Помещение, в котором восстанавливают лак, должно быть без пыли, хорошо совещено, иметь нормальную температуру и влажность. Особенно опасно понижение температуры и повышение влажности: помимо того что замедляется процесс регенерации, свежевосстановленный лак вместо затвердевания сразу же разлагается. Сама картина перед началом регенерации должна быть хорошо просушена от влаги, которая была употреблена в предыдущих процессах реставрации.

    После окончания регенерации картину убирают в светлый шкаф со стеклянными стенками, чтобы предохранить ее от пыли, воздушных токов /сквозняков/ и резкой смены температуры и влажности.

    Возможные осложнения

    Регенерация лака — один из сложных процессов реставрации, требующий большой осторожностью. В процессе регенерации возможны следующие осложнения:

    1. Регенерация вызвала помутнение пленки и образование пористости.
    Это явление происходит в том случае, когда картина покрыта масляным или тонированным лаком. Прозрачность пленки масляного лака парами спирта не восстанавливается.

    2. При регенерации способом последовательного наложения ящика на отдельные участки нередко образуются полосы по границам участков. Эти полосы очень трудно ликвидировать, поэтому надо избегать их появления.

    3. Длительное воздействие паров спирта вызывает излишнее размягчение лаковой пленки, что может привести к изменению фактуры лака на данном участке, к образованию капель и затеков лака, а в худшем случае — к потеку и смещению лессировок. Такое изменение лаковой пленки исправить нельзя.

    4. Иногда процесс регенерации не дает желаемого результата из-за посторонних веществ, попавших на поверхность картины. Этим веществом может оказаться клей, недостаточно тщательно удаленный при предыдущих процессах реставрации, остатки воска, белковых веществ и пр. В таких случаях необходимо определить, что именно находится на поверхности лака, удалить это вещество соответствующим растворителем и повторить регенерацию.

    5. При работе по способу Ракитина необходима особая осторожность, тщательность и точность выполнения процессов. Малейшая небрежность может погубить лак. Если влага распределена по поверхности неравномерно, то в местах образования капель возможно возникновение глубоких очагов разрушения, напоминающих язвы. Ликвидировать их очень трудно. В случае, когда регенерационный ящик остается на картине чрезмерно долго, воздействие паров спирта вызывает собирание лака в капли и непоправимо портит его.

    Если же на регенерируемом участке верхний слой живописи выполнен лессировками, то эти лессировки собираются вместе с каплями покрывного лака.

    6. При многократной обработки одного и того же участка поспешная протирка мягкого лака влажным тампоном может привести к сдвигу верхних лаковых слоев.

    Противопоказание

    Совершенно противопоказан метод регенерации с предварительным увлажнением на картинах, где разложение лака достигло последней стадии — порошкования. Никакие касания к лаку, а тем более протирки, недопустимы. В таких случаях сначала нужно закрепить порошок осторожной пропиткой свежим лаком из мягких смол, а затем, после тщательной просушки, регенерировать.

    _________

    1) Спирт этиловый, ректификат, ГОСТ 18300-72.
    2) Марля отбеленная, медицинская, ГОСТ 9412-67, арт. 6429.

    Первоисточник: Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976


    Источник, Обсуждение в сообществе
  • 26 ноября 2018
  • orthograf
    26 ноября 2018, 20:13 добавил новую статью Амальгама | Медиа
    Амальгама, или «золотая наводка». «Наводка делается следующим образом: золотая амальгама (смесь золота с ртутью) накладывается на рисунок, и изделие нагревается. В результате ртуть испаряется, а золото плотно схватывается с рисунком. Операция может быть повторена несколько раз, в результате наращивается рельеф рисунка и улучшается его качество.

    Для приготовления амальгамы берут графитовый тигель с мелко нарезанными кусочками металла (золота или серебра) и накаливают их докрасна, а затем в тигель заливают нагретую до 300 °С ртуть, взятую в восьмикратном количестве по массе к металлу. Затем все перемешивают графитовым стержнем до полного растворения и получения тестообразной массы. Амальгаму выливают в воду и после остывания отжимают лишнюю ртуть через замшу. Наносят амальгаму медной проволочной кистью на подготовленную поверхность, затем изделие нагревают на слабом огне древесного угля или на горелках с асбестовой сеткой для испарения ртути и восстановления золота. Однако надо помнить, что все работы с ртутью необходимо проводить осторожно и лучше на открытом воздухе.

    Когда поверхность начнет блестеть, необходимо амальгаму разгладить кистью (или ватой), постепенно ртуть испаряется, а поверхность делается матовой, а затем — желтой.

    Золотая и серебряная наводка по красной меди с применением черного лака использовалась еще со времен Киевской Руси. Сохранившиеся до настоящего времени большие входные двери Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля и Васильевские врата Новгорода показывают высокое искусство мастеров. Технология наводки заключалась в следующем. На отшлифованную пластину из красной меди наносили лак, состоявший из 12 частей скипидара, 8 частей асфальта, 4 частей желтого воска и 2 частей сосновой смолы. Лак варили в водяной бане и тщательно перемешивали. Затем пластину слегка подогревали и наносили на нее лак небольшим слоем как можно ровнее.

    Подготовленную поверхность коптили над пламенем бересты до тех пор, пока она не становилась черной, как эмалевая поверхность. После просушки при равномерной температуре на поверхность наносили иглой рисунок. Часть рисунка, которая должна быть наведена, очищалась до основания, пластину нагревали до почернения меди, а затем отбеливали в горячем растворе серной кислоты. Отбеленный рисунок хорошо промывали и на влажную поверхность наносили золотую амальгаму. После нагрева ртуть улетучивалась, а золото равномерным слоем покрывало весь рисунок.

    В настоящее время используют более простой и безвредный способ получения аналогичных поверхностей на латунной основе: после покрытия поверхности черным лаком и выскабливания рисунка изделие покрывают бесцветным или слегка золотистым нитролаком.
  • orthograf
    26 ноября 2018, 08:20 добавил новую статью О штукатурных гвоздях | Реставрация
    Оригинальное название публикации «Реставрация храмовых фресок»

    Левкасные гвозди показались после обрушения древней росписи. Такие гвозди несут в себе разрушение для всех древних храмовых росписей.



    В стародавние времена ремесленники крепили штукатурку под роспись с помощью кованных левкасных гвоздей. Гвоздь вбивался глубоко в стену. Со временем от коррозии гвоздей, соли железа выступали сквозь штукатурку и локально повреждали роспись. Так же от влаги стены расширялись и выдавливали гвозди наружу.

    Часть фрески обрушилась обнажая шляпку гвоздя.



    Из комментариев в нашем сообществе:

  • orthograf
    26 ноября 2018, 06:21 добавил новую статью Неизвестный Рублев | Реставрация


    В 2015 году СМИ сообщили о неизвестных фресках кисти Рублева, обнаруженных в Звенигороде в храме Успения на Городке под слоем монументальной росписи XIX столетия. Фильм погружает нас в сложный, драматичный и прекрасный мир тех, кто спасает и «врачует» памятники искусства далеких эпох.

    Участвуют художники из команды выдающегося реставратора Владимира Сарабьянова, а также крупнейшие специалисты в области средневековой живописи – Владимир Бурый, Ольга Попова, Лев Лившиц.
  • 22 ноября 2018
  • orthograf
    22 ноября 2018, 22:11 добавил новую статью Ангелы не могут грешить. Поиск источников | Неудобные вопросы


    Существуют ли другие источники, кроме Фомы Аквинского, говорящие об отсутствии в ангельской природе предрасположенности ко греху или об отсутствии у них способности грешить (читай: свободной воли)? Под грехом, имеется ввиду (естественно) проявление в той или иной степени страстей не имеющих отношения к злоупотреблению в реализации плотских нужд (чревоугодие, блуд и т.п.). Пример — Денница, возгордившийся херувим и его подчиненные ангелы (бесы), по православному учению «ответственные» за ту или иную страсть.
  • 21 ноября 2018
  • orthograf
    21 ноября 2018, 10:04 прокомментировал статью Остромирово Евангелие. Шрифт
    Может так?
  • orthograf
    21 ноября 2018, 10:00 прокомментировал статью Остромирово Евангелие. Шрифт
    Есть сомнения в словах «радуйся» и «всякаго» (как минимум).
  • orthograf
    21 ноября 2018, 09:59 прокомментировал статью Остромирово Евангелие. Шрифт
    Коллеги, кто разбирается — все ли тут верно?
  • orthograf
    21 ноября 2018, 09:50 добавил новую статью Остромирово Евангелие. Шрифт | Учебный материал
    Шрифт Остромирова Евангелия для установки на компьютер



    Остроми́рово Ева́нгелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке.

    Евангелие-апракос, написанное крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на площади около 20×24 см. Многочисленные многокрасочные буквицы, маргиналии, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые имелись до написания текста. Википедия