Фильм рассказывает об ученицах иконописной школы-мастерской «Преображение» при храме во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при Военно-Медицинской академии (Санкт-Петербург). Преподаватель и ученицы школы делятся тем, как они пришли к вере и решили заниматься иконописью, пытаются дать ответы на вопросы о том, что такое икона, какова ее роль в современном мире и в жизни отдельного человека. Перед зрителем на экране проходит весь процесс создания иконы — от прорисей и нанесения левкаса до покрытия иконы олифой.

Иконы Елизаветинского монастыря города Минска.
Скачать оригинальные фото (.rar, 26 шт. 71 Мб.)
30х40 см, сусальное золото, яичная темпера, декабрь 2014
Икона написана по благословению как точная копия образа Св. Митрофания, находящаяся в дер. Сомино Ленинградской обл. на пожертвования 105 человек. По благословению их имена указаны на заднике иконы.
Панагия. Процесс создания. Автор Евгений Баранов.
Источник
Вход Господень во Иерусалим. Процесс. Автор Илья Ходырев ilya .
Святая Екатерина
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Небольшая подборка икон из личного архива. К сожалению, не всегда удается узнать авторство.
Скачать архив с фотографиями с Яндекс.Диска
Размер: 2,2 МБ
The Lindisfarne Gospels (1607).
Scanned from a book by Janet Backhouse Curator of Illuminated Manuccripts at The British Library.

Источник
Амальгама, или «золотая наводка». «Наводка делается следующим образом: золотая амальгама (смесь золота с ртутью) накладывается на рисунок, и изделие нагревается. В результате ртуть испаряется, а золото плотно схватывается с рисунком. Операция может быть повторена несколько раз, в результате наращивается рельеф рисунка и улучшается его качество.

Для приготовления амальгамы берут графитовый тигель с мелко нарезанными кусочками металла (золота или серебра) и накаливают их докрасна, а затем в тигель заливают нагретую до 300 °С ртуть, взятую в восьмикратном количестве по массе к металлу. Затем все перемешивают графитовым стержнем до полного растворения и получения тестообразной массы. Амальгаму выливают в воду и после остывания отжимают лишнюю ртуть через замшу. Наносят амальгаму медной проволочной кистью на подготовленную поверхность, затем изделие нагревают на слабом огне древесного угля или на горелках с асбестовой сеткой для испарения ртути и восстановления золота. Однако надо помнить, что все работы с ртутью необходимо проводить осторожно и лучше на открытом воздухе.

Когда поверхность начнет блестеть, необходимо амальгаму разгладить кистью (или ватой), постепенно ртуть испаряется, а поверхность делается матовой, а затем — желтой.

Золотая и серебряная наводка по красной меди с применением черного лака использовалась еще со времен Киевской Руси. Сохранившиеся до настоящего времени большие входные двери Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля и Васильевские врата Новгорода показывают высокое искусство мастеров. Технология наводки заключалась в следующем. На отшлифованную пластину из красной меди наносили лак, состоявший из 12 частей скипидара, 8 частей асфальта, 4 частей желтого воска и 2 частей сосновой смолы. Лак варили в водяной бане и тщательно перемешивали. Затем пластину слегка подогревали и наносили на нее лак небольшим слоем как можно ровнее.

Подготовленную поверхность коптили над пламенем бересты до тех пор, пока она не становилась черной, как эмалевая поверхность. После просушки при равномерной температуре на поверхность наносили иглой рисунок. Часть рисунка, которая должна быть наведена, очищалась до основания, пластину нагревали до почернения меди, а затем отбеливали в горячем растворе серной кислоты. Отбеленный рисунок хорошо промывали и на влажную поверхность наносили золотую амальгаму. После нагрева ртуть улетучивалась, а золото равномерным слоем покрывало весь рисунок.

В настоящее время используют более простой и безвредный способ получения аналогичных поверхностей на латунной основе: после покрытия поверхности черным лаком и выскабливания рисунка изделие покрывают бесцветным или слегка золотистым нитролаком...»

Источник текста