Золотит Геннадий Вихарев
Уважаемые иконописцы!
Кто возьмется за проведение урока золочения?
Все операции + визуализация процесса — за мной.

Материалы в наличии:

1. Золото сусальное (Фирма «Норис». Германия).
2. Шеллак.
3. La Doratura (Missione FERRARIO, спиртовой и на водной основе, т.н. «липучка»).
4. Мордан (12-ти часовой).
(остается только выбрать)

Задача:
Позолотить ровную поверхность площадью ~90x90 мм.
Желательно получить «зеркальную» поверхность.

Комментарии и поправки в процессе золочения приветствуются!


ВНИМАНИЕ! Тема перенесена со старого форума (публикация от 19 апр 2011 года).
Для того, чтоб имитировать золотой лист с помощью потали наносим на отшлифованную грунтованную поверхность водный клей.

Для этого водный клей необходимо разбавить 40% воды (можно использовать 20% воды + 20% спирта), чтоб поверхность стала гладкой. Чтоб избежать непрокрасов на поверхности изделия, клей можно подкрасить морилкой Holzfabre или водной пигментной пастой.

Время выдержки клея от 1-12 часов, т.е. в течении 12 часов поталь можно клеить на поверхность. Выдерживаем поталь на поверхности 12 часов. После перекрываем 1м слоем лака-шеллака (он служит в роли грунта-изолятора, не позволяет «подниматься» потали), либо специальным лаком для золотого листа Zapon Lack (кистью или распылением). Для получения необходимого оттенка, Zapon Lack может подкрашиваться универсальными морилками Holzfabre.
В промышленном золочении все компоненты уже готовы к нанесению. Грунтом в данном случае выступает акриловый грунт-левкас (в его основе лежит Французский Джессо). Наноситься кистью или распылением (для этого в готовый левкас необходимо добавить 20% воды).


Для приготовления грунта под золотой лист с вечера замачивают мездровый клей (1 часть клея: 15 частей воды), чтобы он набух. Хранить такой раствор необходимо в холодильнике, так как это продукт природного происхождения. Наутро клей переливают в нержавеющую емкость с 2м дном и варят до тех пор, пока он не разойдется (очень важно не превышать рекомендуемую температуру 60-70 градусов).

При нанесении на деревянное изделие 1й слой клея должен быть горячим (60 градусов), для того чтоб глубоко пропиталась поверхность и открылись поры. Второй и третий слои клея должны быть теплыми (35-40 градусов).

Через 12 часов наносим 1й слой грунта. Для его приготовления необходимо смешать теплый клей (35-40 градусов) с наполнителем Джессо Болонья. Консистенция смеси должна быть жидкой, как молоко.

Через 12 часов необходимо отшлифовать поверхность (зерно 180-220 Р). Консистенция следующих слоев должна быть как йогурт. В зависимости от желаемых эффектов количество слоев может варьироваться (для объемного золочения – от 5 до 9 слоев; для плоского – 6 слоев). На поверхности грунта могут появляться кратеры (при повышенной температуре), в этом случае Джессо необходимо втирать.
Нанесение слоев грунта происходит один за другим, как только матовеет предыдущий слой. Последний слой шлифуем зерном 320, затем 400 Р и 600 Р, для получения максимально гладкой поверхности.
После шлифовки наносим тонкий слой очищенного лака-шеллака (10% шеллака+90% разбавителя) для связывания пыли.

Следующий шаг – нанесение полимента (армянская глина). Смешиваем полимент с 1й частью рыбьего (50/50 с водой) и 1й частью мездрового клея (50/50 с водой), и процеживаем через хлопковую ткань для получения консистенции молока. Время сушки 1 слоя 2 часа. Во второй слой добавляем полимент, для получения консистенции йогурта. Наносим 3-4 слоя. Время сушки последнего слоя от 6-12 часов (слишком долгая выдержка грунта не позволяет золотому листу блестеть), после шлифовка 800 Р (либо можно использовать льняную ткань). Так как шлифовка на резных элементах затруднительна, можно использовать обрезанную кисть.

Следующий шаг – наклеивание золотого листа. Для этого берем 0,5 стакана воды + 10% водки и смешиваем с 1й чайной ложкой мездрового клея (также можно использовать рыбий клей). Температура смеси должна быть 20-35 градусов. Наносим клеящий состав на поверхность изделия натуральной коровьей кистью, приклеиваем золотой лист и прижимаем его хлопковой тканью. Если температура в помещении выше 20 градусов, располировывать золото можно уже через 4 часа, если ниже – только на следующий день.

Технология «Пастилья» (объемное золочение)
На 6м слое грунта Джессо Болонья не пишущей ручкой выдавливается нужный рельеф. Далее наносятся 3 слоя Джессо Болоньи консистенции йогурта для создания объема (каждый слой разглаживается натуральной кистью). После последнего слоя необходимо прошлифовать поверхность зерном 320 Р, нанести клеящий состав и можно приступать к золочению.

Технология «Карвинг» (вырезание)
На 6й слой грунта через копирку переводим нужный рисунок и обводим контуры (а также все рельефы рисунка) не пишущей ручкой, слегка надавливая. Наносим клеящий состав и приклеиваем золотой лист. Золото наносим на рисунок, прижимая к вдавленным местам. Для более явного подчеркивания рельефа золотой лист можно запатинировать.
Недавно получил положительный опыт от случайности.

Сделал хорошую подготовку под золото для большой рамы в киот. Покраска, лаковая подложка(масло), Короче блеск и гладь. Сижу разгоняю мордан кистью, звонит заказчик и говорит -«Вместо золота класть поталь». Расстроился, золото уже на столе разложено, мордан нанесен. Пока я менял все приспособления, инструменты -мордан так жестко встал, что никак не стереть. Я взял пинен намочил им чулок и давай им стирать. Так не быстро, но стер.

Думаю, пусть просохнет, потом повторим. Опять клиент звонит -«Через 3 часа надо срочно отдать готовое». Я в печали кусочек потали с пола поднял да пальцем просто ткнул в раму, а он прилип. Ну думаю, терять нечего и пошел процесс. Результат меня удивил. Поталь легла ровно без муара, ровным зеркалом, стыки ни где не проявились. Хотя такого результата для потали никогда не было, с ней тяжело работать, всегда огрехи есть. А здесь идеально вышло как цельный кусок металла. И под шеллаком не помутнело, остался исходный вид.

Выводов несколько
  1. Всегда качественная подготовка залог стабильного результата работы. В данном случае подготовленная основа, выдержала попытки стирания насухую окрепшего мордана. Что крайне тяжко, поэтому и пошел в ход пинен с чулком.
  2. Этот случайный опыт можно при наличии времени взять за основу для новой технологии(как разновидности) укладки потали. Только надо четко выяснить время нахождения чистого мордана до стирания пиненом.

Для золота наверное этот метод не подойдет. Маслянистость присутствует на поверхности, а для потали самый раз.

Вот как то так. Для меня такой результат был приятным открытием. Поталь я ненавижу всей душой, но при таком исполнении было неплохо.

Итого: В следующий раз, когда понадобится стелить поталь на мордане, то обязательно предварительно отработаю этот случайный метод до закономерности на пробниках, и соответственно тут же использую. Если кому то будет нужно то обязательно здесь же отчитаюсь, может даже с фото, если будет разрешение снимать.

Может кому то пригодится мой случайный опыт.


Перенесено со «старого форума». Тема от 04 янв 2013. Автор «роман витальевич».
Виды кистей, предназначенных для живописи:

Итак, давайте поговорим о видах художественных кистей и попробуем разобраться в чем же их различие.

1. КРУГЛЫЕ
Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями.

2. ПЛОСКИЕ
Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.
Прошу совета: как убрать лишний блеск с поверхности иконы (красочный слой пропитан олифой, и вся икона покрыт копаловым лаком), не используя акриловый лак?


Перенесено в «Защитный слой» (08.05.2015 14:40)
«Итак, клеевое золочение.Способ считается очень древним, даже более древним, чем полимент и тем более на мордан. В основе два способа: непосредственно на клей(коллагеновый) или на пигмент(охру, мумию), затертый на клею.В качестве клея для позолоты можно использовать кроликовый клей или желатин.Я пользуюсь желатином.Поверхность левкаса под золочение подготавливается очень тщательно, при желании сразу процарапывается графья и гравировка по левкасу(орнамент).Затем мягкой широкой кистью на нужные участки наносится клей.по консистенции как для проклейки доски(но не горячий).После просыхания первого слоя наносим второй слой. без пропусков.Дав высохнуть и ему. протираю поверхность войлоком и обметаю мягкой кисточкой, чтобы убрать случайные загрязнения и т.д.Золото на большие площади удобнее наносить на поверхность с помощью влажных газетных листочков. чуть больше листа самого золота.Перенеся лист золота на газетную вырезку, на нужный участок, смоченный водкой при помощи кисти, укладывается золото.Луж водки наливать не надо. но нужно тщательно, без пропусков смочить поверхность.Тут нужно заметить, что способ этот подходит при условии хорошего левкаса, мел для него должен быть правильным( высокодисперсный, жирный на ощупь), ну и клея достаточно в самом левкасе(чтоб не кипел).Сам клеевой слой не должен лосниться после высыхания, недопустимо работать застуденившимся клеем.Газетные вырезки допускают раскрой листа не только в прямом направлении, но и по окружности, что позволяет и экономить золото.Если все сделано правильно, то на смоченную водкой поверхность золото ложиться без прорывов.морщин.После наложения листа я простукиваю слегка поверхность прямо через газету. а после ее убираю.После окончания золочения вся поверхность либо оставляется как есть, либо полируется агатом.Полировать можно не ранее как через сутки(во избежание повреждения золота).На охре почти то же самое, только золочение более растянуто по времени( тончайшая затирка на клею, шлифовка более тщательная и т.д.)На мой взгляд, охра не дает никакой подцветки самому золоту, а рассчитана на лучшую полировку по сравнению с левкасом( за счет глинистости).Кроме того, поверхность в случае утраты самого золота, не выглядит такой уж резкой, отскакивающей от живописного слоя, т.е. тонирует ее. Золотить таким способом можно очень большие площади, причем золото удобнее использовать не очень толстое(1,25;1.4)».

Рецепт от Игоря Дубова (29 июл. 2012)

В качестве иллюстрации позволю себе разместить это видео. Здесь тоже золочение на клей.



P.S.: Тема перенесенная со старого форума, по этому ниже привожу ссылку (на старом форуме в теме есть комментарии).