Мой старый Урок «Горка». Писал ПВА темперой.
В качестве образца взята вот эта горка с греческой иконы «Воскресения (Сошествия во ад)»:



Итак. Сам контур (уже прописан краской):
Посмотрите, как он это делает!
Появилась необходимость написать икону маслом. Если у кого-то из вас есть свои рецепты — пишите в комментариях, буду очень признателен. Давно не работал с этим материалом. Всё забыл.

Технология письма иконы маслом


Написать икону маслом, если вы владеете материалом, довольно просто. Используются те же материалы, что и в традиционной иконописи: доска, паволока, левкас.

Далее наждачной бумагой выравниваете до гладкой, приятной поверхности, в тех местах где золото более старательно…

Для начала, наждачной бумагой (максимально мелкой) выравниваем поверхность основы до гладкого, приятного на ощупь состояния. Далее, делаем детальный рисунок карандашом (лучше всего использовать карандаш 3H, средней твердости). Можно сделать графью, но лишь по краю фигуры в местах соприкосновения красочного слоя с золотом. Очертить нимб.

Для разбавления масляной краски можно пользоваться составом из равных пропорций даммарного лака, льняного масла и пинена. Им же можно укрепить левкас непосредственно перед самим письмом. Необходимо пропитать левкас указанным составом. Первый слой, практически сразу и весь впитывается в грунт. После просушки первого слоя закрепителя (около 7 суток), операция повторяется и второй слой так же сушится неделю. Как правило этот срок сушки зависит от многих факторов, таких как: температура, влажность помещения. Главное, чтобы на поверхности левкаса не оставался отлип. Иногда, необходимо до трех слоев закрепителя. Последовательность золочения нимбов: покрываем место нимба лаком ПФ-157, даем высохнуть, покрываем участок морданом (12 или 3 часовым), кладем в свое время сусальное золото.

Живопись



Используя масляную краску с приготовленным ранее разбавителем («тройником»), делается подмалевок всей иконы. Далее, необходимо дать иконе основательно просохнуть в течении 7 — 10 дней. После этого процесс повторяется, как правило именно на этой стадии все детали иконы прорисовываются более точно и аккуратно. Уже становится виден результат. Фон, как правило, необходимо прописать 2-3 раза. После этого, по высохшей краске делается окантовка нимба. Надписи, если есть опыт, можно сделать и по сырой краске, но рисковать не стоит, есть большой процент, что получится не аккуратно. Лучше дать краске просохнуть. Лаком защищать живопись лучше не ранее 10 суток. Чем дольше сохнет краска — тем лучше. Можно использовать следующие лаки: даммарный, лак акриловый стирольный, фисташковый, кедровый или копаловый. Последний, дает приятный шелковый, мягкий блеск, хорошо сохнет, хорошо тонирует золото. Лучший производитель «Невская палитра» Санкт-Петербург.

«Закрывать» икону лаком можно до двух раз и более. Лакировка стабилизирует цвет живописи и предохраняет её от внешних воздействий влаги и пыли.
Добрый день! Не могу решить для себя вопрос: покрывать золочение защитным слоем, или нет. Сегодня заметил на нимбе высохший след от водяной капли. Решил смыть чистой водой при помощи мягкой беличьей кисти. В результате на месте моей деятельности золото помутнело и пожелтело — утонуло, как я понимаю. Золотил 5 дней назад на 12-часовой мордан и было ощущение полного монолита при шлифовке ватным диском.Не полировал. Сейчас же пришлось переклеить «утонувший » участок нимба, ну и восстанавливать живопись вокруг него.
Всегда есть риск соприкосновения золота с водой. Начиная с освящения иконы. Интересно, «встанет» ли мордан через какое-то время так, что золочению будет не страшна вода? Может быть полировка укрепляет золото?
Если нет, то выходит. что лучше слегка «подтопить» золото при защитной лакировке, чем восстанавливать его после повреждения.
Защищать, или не защищать???
Краткое содержание первой части:

Уважаемые иконописцы!
Кто возьмется за проведение урока золочения?
Все операции + визуализация процесса — за мной.
Всем доброго здравия, коллеги.
При нынешних ценах на золото класть оное в два слоя непростительное расточительство, если только этот момент отдельно не оговаривается с клиентом.

Я перепробовал все доступные мне материалы в качестве подложки под золото. Недавно попробовал новый материал — поталь-краску. Результат порадовал, это то что нужно. На прилагаемом фото поталькраска положена неудачно, клал помошник, нужно же учиться, но даже такая поверхность дала превосходный результат при укладке сусального золота. Сусаль была так себе, дырявенькая слегка и при укладке ранее на полимент или белый левкас было видно просветы от дырочек, лечилось это только укладкой золота в два слоя. Поэтому пачка золота довольно долго ждала своего часа, и вот при укладке на поталькраску не видно ни одной дырочки, даже при детальном рассмотрении. Так что материал хорош, нужно только доработать технологию.

А теперь детали — поталькраску ложил на спиртовую липучку, это не лучшее решение, потому что получаются складки, которые видны, поталь закрывал лаком, а потом золото на мордан в растир и на лаковую подушку

Как вы думаете — не будет ли какой-то не желательной реакции, если покрыть шеллаком уже полакированную икону? Конфликта шеллака с лаком не будет? Лак ПФ-157.

(перенесенная тема от 12 сен 2012 года)

Всем доброго дня! Захотелось научиться золотить «глянцево». И сразу -проблемы. Не могу положить лак. Вначале намазал кистью не разбавленный лак (пф-157), после высыхания остались мазки от кисти. После этого разбавил лак скипидаром примерно пополам. Снова положил кистью. Мазков не стало, но после высыхания «апельсиновая корка» какая-то получилась. Может быть лак не разбавлять, но не мазать, а густо класть толстым слоем? Спасибо.


Не знаю ка вставить само видео, поэтому вот ссылка