Земная жизнь Иисуса Христа – самый распространённый сюжет в мировом искусстве, который никогда не будет исчерпан. Главный источник, рассказывающий о жизни Спасителя, – четыре Евангелия, они составляют основу Нового Завета.
Уважаемые иконописцы, в связи с тем, что данный прием не используется в той технике, в которой я (в основном) работаю — я ничего о нем не знаю. А именно, как сделать «растяжку» фона? Привожу пример иконы с таким фоном (работа Владимира Цыбина).



Возможно, я не верно называю этот прием, но по примеру будет понятно о чем я спрашиваю.
У кого есть опыт — поделитесь, пожалуйста.
image
Добрый всем день. Вот такая небольшая проблема. Царский Крест-мощевик «сливается» с фоном и «теряется» на иконе. Если лессировать его более темным тоном, то он станет как-то тяжеловато нависать над Царской семьей. Что если обвести Крест красно-белой отводкой, как нимбы?
Размер иконы 30х23см.
Уважаемые коллеги, не могли бы вы подсказать, где можно ознакомиться с техникой «холодной эмали»? Заранее спасибо!
Документальный фильм режиссера Филиппа Орлянского рассказывает о реставрации одной иконы в храме преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. Как говорит автор, идея снять фильм пришла давно, но было сложно найти подходящий материал. На съемки ушел месяц, а над созданием фильма Филипп Орлянский трудился год.



"– Однажды мне предложили работу по реставрации фресок в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. После успешно выполненных работ в храме, вместе с коллективом реставраторов мы приступили к реставрации живописи в церкви преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь 1686-1692 гг.).

Именно здесь, над порталом паперти обнаружили эту фреску. Она была сильно разрушена под слоем копоти и паутины. Фреска буквально сливалась в руинах со стеной, разглядеть в ней образ Спасителя было сложно даже при хорошем освещении. Мне показался этот материал подходящим для моего фильма, и я приступил к съемкам. Предугадать ход реставрации, а тем более, результат я не мог, но очень надеялся, что под всеми этими руинами скрывается красивая живопись..."

Если вы желаете смотреть фильмы на мобильном телефоне, то наш проект «Мобилка.ТВ» по адресу mobilka.tv/collections/ создан как раз для этих целей. Посетите наш сайт и вы наверняка найдете то, что искали!

«Работа шла тяжело и кропотливо, укрепление красочного слоя приходилось повторять по нескольку раз, расчистка продвигалась медленно. И вот наконец-то начала проявляться авторская живопись необыкновенной красоты. Всю эту красоту и восторг мне хотелось запечатлеть на камеру, чтобы каждый человек смог ощутить причастность к происходящему на экране.

Мне хотелось передать этот процесс во всей его полноте – но в то же время сделать фильм максимально понятным даже без слов, документальным, как хирургическая операция.

Самое важное, что мне хотелось сказать этим фильмом – скоро начнется духовное возрождение православия. Мы все его предвестники. Самое время задуматься о самом главном...»
Ну, кто не знает Городецкой росписи? Она отличается от всех других росписей по живому дереву грациозностью изображенных фигур людей и животных, разнообразием композиций цветочных букетов, обилием всевозможных штрихов, капелек и других причудливых форм. Но, даже при всем этом многообразии элементов, автор старается не отойти от стиля. От того, насколько аккуратно и правильно будет сделан рисунок, роскрышь и оживка, будет зависеть и результат.

Стоит сказать, что красочная гамма не очень богата. Порой, для достижения нужного эффекта достаточно бывает и трех-четырех цветов. В работе ни в коем случае нельзя подрисовывать и исправлять (корректировать) красочный рисунок — сам материал (доска) не простит этой оплошности. Каждый штрих, капелька или точка делаются одним движением, именно поэтому перед работой желательно основательно поупражняться, как говорится «набить руку».

Для работы, во-первых, нам понадобится деревянная заготовка «кухонной» декоративной доски. Приобрести её можно, как у ближайшего столяра, так и в интернете. Если же вы решили заняться этим рукоделием основательно и надолго, то первый вариант для вас будет предпочтительней.

Городецкая роспись

Теперь подготовим нашу доску к росписи. Для этого пропитаем всю ее поверхность клейстером (или клеем ПВА, разбавленным водой пополам – не забываем про торцы!), хорошо просушиваем в естественных условиях. Процесс можно повторить 2-3 раза. Тогда краска будет ложиться равней (клейстер заполнит все поры в доске). После того, как заготовка основательно просохнет, пройдем по её поверхности очень мелкой наждачной бумагой (клейстер может поднять «ворс»). Сам состав клейстера необходим для того, чтобы краска не растекалась по волокну и не слишком впитывалась в доску.

Городецкая роспись

Опытные мастера, о чем мы уже сказали в первой части мастер-класса, расписывают доски без предварительного рисунка. Но наш рисунок уже готов, поэтому можно сразу приступать к росписи.

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Для росписи доски понадобятся следующие материалы:
  • гуашь или поливинилацетатная темпера (в нашем случае – это 3 цвета: черный, красный, белый);
  • кисти № 1,2,3 (в процессе вы поймете, какие из них вам «к руке», а какие и вовсе не нужны);
  • емкость с водой;
  • тряпочка для вытирания кистей.

Итак, центровой и главной фигурой нашей композиции является конь. Рисуя коня, цвет менять будем трижды. На первом этапе весь его контур закрашиваем черным. Кроме гривы, сбруи и седла.

Городецкая роспись
Городецкая роспись

А вот теперь, дело и за остальным. Цвет красный.

Городецкая роспись

Где требует рисунок, делаем красным оживку в виде точек и капелек. Выделяем копытца и хвост коня.

Городецкая роспись
Городецкая роспись

И самый выразительный этап – оживка белым цветом. Здесь нужно быть особенно аккуратным. Смотреть, чтобы краска не капала с кисти, но и не была слишком густой. Вообще, рекомендуем держать под рукой так называемый «пробник» (обычная доска, не обязательно такой же формы, но приготовленная к росписи аналогично основной – для проб).

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Последний штрих – подчеркиваем гриву черным и выписываем одним движением уздечку.

Городецкая роспись

Итак, фигура коня готова, в работе мы использовали только 3 цвета: черный, красный, белый.

Городецкая роспись

Надеемся, у вас всё получится. Но самое интересное впереди – роспись городецких цветов. До встречи!

Городецкая проспись. Мастер-класс



Работу выполнила Брагина Татьяна
Выкладываю слайд-шоу стенда на Мосбилд-2015, где была представлена палитра финишных отделок выполненных в стиле золочения поталь-фольгой и поталь-краской.

Чистые цвета у поталь-фольги — «не очень». Зато, она идеально подходит для различных эффектов старения, патинирования и т.п. Возможности ограничены только Вашей фантазией.
Пятна появились, скорее всего от недостаточной пропитки олифой. Можно что- то исправить?
Две минутки редкого удовольствия. Если у кого-то есть ссылки на подобное видео — размещайте в комментариях.

Нас спросили — мы отвечаем! Правда, как всегда с опозданием, но ничего не поделаешь, круговорот событий затягивает нас без нашего на то согласия и совершенно неожиданно.

Итак. О чем же пойдет речь. А говорить будем о рейсфедере, точнее — о нюансах его применения в отводке нимбов. Давайте по порядку.

Как заправлять рейсфедер?
Заправлять инструмент довольно просто. Напитываем кисточку краской нужного цвета и наполняем ей перо рейсфедера.



Нужно смотреть, чтобы краска не была слишком густой, иначе инструмент не будет писать. А со слишком жидкой краской есть вероятность поставить кляксу, что сами знаете чем может обернуться… В общем, совет: вначале несколько раз потренируйтесь на пробниках, или же просто на плотной бумаге. Не забывайте про колесико пера — с его помощью настраивается толщина линии.

Как закрепить рейсфедер на поверхности иконы?

Вариантов существует несколько. Про них я ничего не скажу, так как сам постоянно пользуюсь только тем способом, о котором и скажу ниже. Буду благодарен (и не я один) если кто-то напишет о своем способе закрепления иглы рейсфедера на плоскости. В моем случает, это простая прозрачная линейка и «проплавленным» (слегка, не насквозь!)углублением для иглы. Я накалил шило и чуть припаял нужное место на линейке (желательно попасть по центру).



Устанавливаем линейку в нужное место (я научился ещё на стадии прориси запоминать центр окружности нимба, никакой графьи и т.п. я не делаю). Смотрим, чтобы с пера рейсфедера не свисала капля. Крепко держим линейку второй рукой, закрепляем рейсфедер и аккуратно, начиная с плеча фигуры отводим линию. Именно от плеча, так как здесь всегда есть возможно подправить красочный слой в случае подтека краски или образования случайной кляксы, если начать отводить нимб не от края, то идеальной линии, скорее всего, вы не получите.

В конце, я закрепляю линию шеллачным спиртовым лаком. Можно кистью, можно ватным диском. Как видите, ничего особенного. В конце ещё раз подчеркну: не торопитесь сразу отводить нимб на иконе — потренируйтесь.

Дополнение 01.12.2015

Тонкости приведения в готовность к черчению
  1. Помыть с мылом. Домыть спиртом, особенно изнутри.
  2. Убедиться что челюсти одинаковой длины, если нет — то сжать челюсти ПОЧТИ до упора, держа перпендикулярно к наждачке (1500, 2000, 2500) сточить до одинаковой длины.
  3. Сделать челюсти одинаковой толщины, волосяной. Для этого снаружи (строго<!!) обточить, соблюдая одинаковый угол, в районе 30 град.
  4. Взять окись хрома, выкрасить картонку, и заполировать челюсти рейсфедера до зеркального блеска снаружи, потом осторожно, той же картонкой выкрашенной с двух сторон, разжатые челюсти заполировать изнутри. Потом взять рейсфедер, как для черчения, и «почертить» по окисьхромной картонке, покачивая из стороны в сторону, пока не перестанет царапать.


Если не полировать — царапать может, и зарастать будет сильнее.
Помыть снова, высушить, и вообще держать чистым.