Здравствуйте. Прочла, что у многих быстро зеленели потали на основе бронзы.
У меня лежат старые студенческие работы, поталь везде в порядке.
В Федоскинской лаковой миниатюре используют грунт из алюминиевой пудры (ранее серебряной пудры), золото, перламутр и потали.
Потали и порошки требуют полного отсутствия доступа кислорода, своебразной консервации между слоями лака. Тогда поталь не корродирует.
Золочение в Федоскино применяют классическое, простое и незатейливое — на липучку. Используя обычный масляный лак ПФ4С.
Под липучку должна быть подготовлена поверхность. Она должна быть равномерно отлакирована.
Ее можно обработать пемзой (молотая пемза, либо наждачная бумага-микронка, самая мелкая).
Или, если золочение частичное, при наличии ровной качественной поверхности, наносить масляный лак сразу.
Лаки годятся разные: акриловый художественный, все тот же масляный, яхтный.
Я бы не рекомендовала нитролак.
Два раза пролакированая поверхность может быть подготовлена поверх охристого фона или, например, металлика, близкого по цвету к золоту. Следует помнить, что дисперсность металлика должна быть очень мелкой.
Порошки, бронза, например, сохранны и не окислились на старых работах, часто едва начатых, но прикрытых лаком сверху. Доступ кислорода снизу к бронзе так же закрыт лаком.
Ничего не зеленеет.
Порошки, бронзовый и алюминиевый грунт наносятся так же на полностью закрытые лаками поверхности, сверху лакируются и не темнеют вообще. Конечно, следует учитывать разницу между иконой и лаковой миниатюрой, применяя достаточную, не не слишком толстую подложку.
Изоляцией от кислорода является и масляный лак-липучка. Но одного слоя-липучки без подложки для левкаса недостаточно.
Судя по всему, у тех, кто жаловался на позеленение поталей, доступ кислорода при закрытии лаками поверх потали, продолжался с нижней стороны иконы.
Могу поделиться техническими приемами работы с маслом и лаками.
Выслушаю советы о темпере.
С уважением, Юля.