Главная  / Материалы / Полиментное золочение поталь-краской — новая технология!

Полиментное золочение поталь-краской — новая технология!

artmolding

Сергей Соколов

Я основатель и руководитель компании Салон Потали.
Наша основная специализация «Золочение и Материалы» имитирующие сусальное золото.

ВЫГЛЯДИТ ДОРОЖЕ ЧЕМ СТОИТ!
«Сегодня, в России, прижилось название — ЗЕРКАЛЬНАЯ СУПЕРПОТАЛЬ. Этот материал, 100% позволяющий заменить сусальное золото при цене в 20 раз ниже. Этот материал имеет не ограниченный потенциал, который будет развиваться в художественном декорировании в ближайшие десятилетия. Ни одна „краска“ или другой материал, не сможет его заменить. Но главное, применять и защищать его правильно. В этом главные секреты этого материала. Мы единственные, кто знает все эти секреты и с удовольствием поделимся ..... со своими клиентами»

Одним из направлением нашей компании является поддержка восстановления иконостасов в Малых Храмов России. Сейчас в России насчитывается несколько тысяч храмов, которые, не имеют финансовой возможности восстановить иконостасы. Сусальное золото — это непосильный бюджет. Поталь фольга — не дает нужный цвет и со временем окисляется. Золотая краска — этот материал еще хуже обычной потали. Единственный материал, который может имитировать золочение настоящим сусальным золотом это ЗЕРКАЛЬНАЯ СУПЕРПОТАЛЬ. Это новый, инновационный материал, с которым легко обучиться работать «с нуля до начинающего позолотчика» в считанные дни. А получаемый результат сопоставим только с золочением сусальным золотом по полименту. 
 
Работа нашего проекта предусматривает предоставление специальных цен на материалы и обучение прихожан храма, желающих помочь в восстановлении. Главное наше требование — это Вы должны сделать всю работу правильно и хорошо. Мы оказываем помощь и поддержку, Вы предоставляете нам полную информацию о ходе работ и по завершению отзыв с фотоотчетом. 
 
Если Вы поддерживаете нашу цель и нашу работу, то присоединяйтесь к нашему общему делу. Поможем возродить величество веры православной. Подробнее: http://salonpotali.ru/cp66063-malye-hramy-rossii.html

107 комментариев
Всем привет! Если будут вопросы — пишите в комментариях. Я точно знаю, что один из участников данного форума уже получил и попробовал образцы поталь-краски. В ближайшее время, попрошу его оставить свой отзыв.
С Вашего позволения, переношу (дублирую) Вашу тему в Каталог.
Дмитрий из Москвы прислал первый отзыв применения и заказ на 1000 листов. 
фотографии сравнения сусального золота и полиментной поталь-краски здесь
А в Украину можно заказать?
Можно. Пришлите адрес — я уточню каким способом удобней. 
Сто листов на пробу можно? Сколько это будет стоить с пересылкой до хмельницкой области в гривнах или долларах? Адрес куда скидывать?
Адрес можно сюда или на эл.почту art@artmolding.ru 
По поводу хмельницкой области — уточню завтра на почте.
Расчет лучше в долларах. Можете на карту сбербанка выслать или на яндекс.деньги? 
Выложите, пожалуйста, фотографию зеркально вызолоченной поверхности размером хотя бы 35х35см. Просто золочение резьбы меня лично мало интересует, более того — ее золотить-то не большая премудрость. А вот закатать фон иконы размером полтора метра на метр — вот тут мастерство надо. Тем паче чтоб золото отражало как зеркало. А по крошечным поверхностям где ноготок с трудом помещается в отражении — невозможно понять о чем речь. На фотографии с чеканкой зеркальности совсем нет. 
На самом деле хороший вопрос. Спасибо. Отвечаю по существу:
(1) По поводу резьбы и поверхности. Наши мастера работают со всеми поверхностями. Золотим мебель, гипс, стены и т.п. Поэтому понимаю о чем Вы пишите. 
(2) Есть 2 материала — старая формула (она более хрупкая и производится только в маленьких размерах 9*9 и с ее помощью есть возможность делать только идеально ровную поверхность). И есть еще улучшенная формула — производится в размерах 14*14 и 9*9. На улучшенной формуле можно добиваться как зеркального эффекта так и получать морщинки. Все зависит от мастерства. 

Пока более точную информацию не могу дать. Что успеваем — пробуем в свой мастерской — но как правильно подметил George — мы работаем только со сложной объемной резьбы. 
Я недавно детям маску золотил — выкладываю фотки. Золочение на водный клей. Накидали по быстрому и сильно даже не полировали — просто обжали по поверхности и зачистили стыки. 
Дети конечно ее чуть-чуть «поцокали» — поэтому на сколы не обращайте внимание — она очень много перемещается в рюкзюке без защиты. 






О! Большое спасибо! 
Нужно обратить внимание на один важный момент — основание на которое наносилась поталь-краска. Это пенополиуретан — весьма пористая поверхность. На ней в принципе сложно добиться глянца. Поэтому, чем ровнее поверхность — тем сильней будет «зеркальный блеск». В этом случае, выбранное нами основание — это максимально худший варианта возможного его применения. 
Спасибо! Но судя по фотографии маски действительно блеск и отражаемость — на высоте! Я это имел ввииду — на этих фотографиях реально видно результат, а по тем кадрам и видео, где фрагмент рамы (палочки) вызолочен составить представление о зеркальности в общем-то невозможно. Вы уж простите, если выразился резковато. Но у иконописцев специфика дела такая — золочеие привлекает внимание и всегда прямо под носом у человека, стоящего перед твоей работой. И я общался с разными позолотчиками в Питере (театры золотят, мебель антикварную, для музеев...), так есть мастера которые очень гордятся тем, как они барочные стулья золотят. Как там все блестит и «горит». А как поставлю им задачу о золочении ровной поверхности 50х50 см и чтоб зеркало вышло — все руки поднимают и фыркают, что «это нафик никому не надо… да что Вы такое от нас просите, да зачем на иконе такое зеркало»… И обижаются, когда я им напоминаю, что я пришел к ним не спросить «надо или не надо», а «можешь сделать или не можешь». Ведь на тот стул барочный или смотришь мельком, в комплексе всего убранства дворцового помещения, или вообще на нем сидишь (тогда той позолоты вовсе не видать). А перед иконой человек приходит и стоит иногда десять минут, иногда и час… А если дома на стене висит… да там подкапываешься ко всем недочетам, ко всем дефектам!
Так что спасибо Вам за подробные объяснения и что поделились опытом и знаниями! 
Все нормально. Извините если тоже резко ответил.
По поводу золочения и зеркального блеска, как я вижу есть несколько мнений. Вот например Дмитрий — считает что не нужно на иконах зеркальный блеск. Вам вот наоборот хочется. 
Конечно же, иконы и киоты покрытые сусалкой — не блестят. Но они еще к тому же и тускнеют во время эксплуатации. Зеркальный блеск даст больше света (отражение) даст больше игры отблесков от свечей. Не мне рассказывать как это влияет на восприятие. Взять ту же Светлую Пасху — это настолько радостные впечатления от службы, смена одеяний, песнопения… а когда крестный ход с херувивами… Мне кажется зеркальности не хватает в храме. И это связанно конечно со сложностью и дороговизной технологии. Сейчас есть возможность на это посмотреть с другой стороны. 

Соглашусь по поводу наружного золочения — это вообще уникально. Теперь этим материалом можно золотить ковку и многое другое. Если проявить воображение и донести это до батюшки или старосты (кто где этими вопросами занимается) — это дополнительные возможности и заказы. А сейчас это очень актуально. Это мое мнение конечно и оно конечно сугубо обывательское ..... 
 
Всем здравия желаю, уважаемые.
Я как раз один из тех людей, что уже получили образцы на пробу. Честно говоря, пока не пробовал, Пасха… Дикий дефицит времени, пробники никак не получается сделать ввиду полного отсутствия присутствия времени.

По материалу, если честно, то довольно забавная зверушка, если можно так сказать. По отношении к сусальному, то плотнее, изначально даже на подложке более блестящее, по отношению к обычной потали — более тонкое, эластичное, и главное, как говорят, не зеленеет и не окисляется. Меня довольно долго занимает вопрос замены в некоторых случаях сусального золота, я эту тему поднимал несколько лет назад еще на старом форуме.
Меня интересовал материал для золочения первого слоя под последующее золочение сусальным золотом, потому как ложить два слоя золота, при расходе на один слой в полторы пачки и накладно, и реально душит жаба, тем более что в итоге не видно неспециалисту, сколько золота лежит -один-два или даже три (было дело один раз, поднапороли косяков) И как всякого иконописца, работающего при храме, в мастерской или на вольный хлебах интересует золочение декора, элементов иконостаса, киотов, аналоев и пр.
В связи с этим меня интересует пара моментов: как этот материал выглядит под лаками, под разными, акрил, ПФ, алкидными., и как он ведет себя без покрытия лака, насколько стоек. Но лично для меня это интерес чисто академический, поскольку образцы мне уже прислали, и Бог даст, после Пасхи попробую и поделюсь впечатлениями.
Мы тоже будем экспериментировать. Через неделю лечу на завод — заодно пообщаюсь по всем вопросам. 
Удачи, здравия и всех Благ.
Итак… как и обещался…
Попробовал, правда быстро закончились пробники, предоставленные Сергеем, но общее впечатление от материала я в общем то получил. Итак по порядку. Как обычно говорят: есть две новости — есть хорошая и плохая. По традиции начнем с плохой — эта поталь все таки не сусальное золото.
Конечно хотелось чуда, что бы за 6 тыс.руб. получить тысячу листов сусалки размером 14х14 см. но все таки есть небольшая разница между настоящим золотом и данной имитацией. Специалист увидит разницу. Но это специалист, а вот жена, когда я ей показал сделанные образцы, сказала — Колек, у тебя золото так сильно никогда не блестело, и это при том, что она в общем то в тренде, все работы, написанные в последнее время она видела, а уж там была исключительно сусалка.
Посему отсюда вытекает вторая новость, уже хорошая — я лучшей имитации золота не встречал до сего момента. Я пробовал обычную поталь фольгу, зеленеет, даже под лаком, пробовал термотрансферную фольгу, ту, что используют при печати на полиграфии золотых элементов, сложно работать и плохо отрабатывает рельеф, перепробовал все возможные виды краски, тоже не то, акриловые типа ГЕРАЛЬДИКа не дают металлизированного вида поверхности, а всевозможные алкидные и акриловые в аэрозольных баллончиках, а так же специализированные двужкомпонентные не стойкие, через несколько лет темнеют, а если покрыть лаком, то теряется металлический блеск. Так что исходя из вышесказанного — эта поталь краска материал действительно революционный. Блестит, и блестит реально. Правда в отличии от сусального золота, более однородного по структуре и виду, есть легкий элемент искрения, как бы незначительной перламутровости, но это заметно лишь при прямом сравнении рядом лежащих материалов: сусального золота и поталь краски. Я на пробу устроил краштест, положил поталь на стекло, исходя из того, что более идеальной поверхности по степени блеска еще стоит поискать.

Меня при тестировании интересовали всего два момента: видимость стыков и стойкость к истиранию без защитного лака, ну и пожалуй третье — как этот материал ведет себя под лаком. Стыки. Стыки на стекле все таки немного видны, но очень незначительно, при способе на мордан в растир. Но стыки не между листами, их просто нет, а небольшие нахлесты листов, у меня не получилось смахнуть излишки и нахлесты просто приколотились, а за счет того, что материал имеет хоть микронную, но определенную толщину, то приколоченные нахлесты видны при определенном угле зрения, но это на стекле и на мордан, на полимент же если класть, и на левкасе, то стыков уже не видно практически, а на объемных деталях, стыков не видно вообще! от слова — абсолютно.

Поталь клал на мордан, — хорошо, плюс не особо беспокоит момент НЕДОТЕР, кладется замечательно. Ложил на недосохший лак, не очень понравилось из за прилипающей ваты, хотя на следующий день на высохший лак, на дыхание поталь ложилась, и ложилась хорошо. Пробовал на Инстакол — вообще замечательно. И на полимент неплохо ложится, вот только зубком не стоит, у меня почему то сдираться стало кое где, но по правде говоря и нет смысла полировать, разницы между местами полированными агатом и просто притертыми не видно. А вот на липучку даже и не пробовал, потому что Димитрий с успехом клал, да и пробники закончились. Так что материал есть ГУД, буду брать листов с полтыщи, благо появилась такая опция. И еще чуть не забыл. Без защитного слоя лака лежит крепко, пальцем практически не стирается, и под лаком блеск на месте, золото гаснет гораздо сильнее.
Если что то упустил, спрашивайте.


отражение карандаша со вспышкой и без оной, поталь положена на стекло на мордан в растир, а стекло лежит на полотенце синем
Николай, храни Вас Господь.  
Благодарю за Вашу работу. 
По поводу морщинок — я отправил Вам старую формулу — на новой можно полировать (фетром или т.п.) до блеска — морщины сами уходят. Новая формула в размерах 14*14 — она ушла всем кто уже сделал заказы от 100 штук. 
По поводу перламутра и т.п. Все просто — это уникальный материал возможности которого мы еще не до конца раскрыли. Цвет можно приглушать и добиваться нужного оттенка с помощью лаков. Мы на эту тему общались с Ириной из Москвы (с этого форума) — она удачно пользовалась акриловыми лаками для того чтобы приглушить блеск полимента по сусальному золоту. 
Главное, что меня радует — что разница не столь значима для клиента, а ценна значительно, очень значительно ниже. Я вообще буду уходить сейчас от поталь-фольги — и полностью сосредоточусь на развитие разных цветов и оттенков в поталь-краске и отработке различных техник работы, как по разным клеям, так и по лакам. 
Спаси Господи.
Мы на эту тему общались с Ириной из Москвы (с этого форума)
Сергей, пригласите Ирину к диалогу в данной теме. Было бы интересно узнать о её опыте.
Поддержу Артемия, опыт знающего человека дорогого стоит.
Эффект перламутра очень незначительный, и его видно лишь при прямом сравнении сусали и потали. Да, присланные образцы, как и говорил Сергей, это предыдущая партия, новая говорят более эластичная, это большой плюс, потому что были разрывы на рельефном левкасе, но это лечится так же как и на сусалке, дыхнул, кинул кусочек сверху, приколотил — и нету косяков.
А блеск излишний я гашу полуматовым лаком, и можно добавить немного масляной художественной охры для большего сходства с золотом. А по поводу цветов потали и оттенков, лично мне достаточно этого, который уже есть, а есди еще чего, ну может еще червоного золота для каких либо декоративных дел. И кстати, я резал поталь на коврике специальном, замечательная вещь, называется КОВРИК САМОВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ. Порезов от разделки потали, сусального золота нету вообще, я думал это рекламный трюк, ан нет, правда, порезов не видно, ну если не пытаться его проткнуть насквозь. Кстати тоже тайцы делают.
А блеск излишний я гашу полуматовым лаком
Николай, какой конкретно лак Вы используете?
Яхтный, полуматовый и глянцевый, в зависимости от задач. Сильно понравился — светлый, не меняет цвет письма, стойкий, сохнет быстрее ПФ, но долговечнее и не морщится если толстый слой. Но я жиденько кладу, с пульвера.
еще добавлю — покрывал глянцевым поталь, так под ним блеск сильнее чем без него, я пробовал поталь на истирание, тер долго и безуспешно, держится стойко, но появилась небольшая матовость в следствии приложенных усилий, так при покрытии этим лаком ушла матовость и проявился еще больший блеск. Это от глянцевого, а матовый блеск скрадывает.
Вот! Слава Богу. 
Я тоже на Яхтный перешел. Доволен аки слон.
КОВРИК САМОВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ
Они?
Они. Я покупал для золота, в качестве подушки для золочения, но есть один момент — немного неудобно подхватывать пинцетом, или немного подточить кончики пинцета, что бы лучше бралось. А так вещь замечательная.
Ну, вот и я появилась. В субботу Сергей Соколов передал мне образцы, к тому же, кроме золотой потали ещё и серебряную. Уже залевкасила досочку для опытов и как только всё испробую, сообщу о результатах. А пока, на вид, самое главное то, что цвет настоящего золота и поталь-краски совпадают на 100%. Листики тоньше, чем у обычной потали. Блеск очень приятный у образцов, я бы сказала, благородный. Отдельное спасибо Николаю за подробный рассказ.
Спасибо, Ирина. С нетерпением будем ждать.
Отдельное спасибо Николаю за подробный рассказ.
Присоединяюсь!
Пока самое основное: поталь была покрыта шеллаком, а после нанесения акрилового лака появились вздутия потали, очень уродливые.Причём поталь без шеллака, покрытая тем же акриловым лаком лежит спокойно.Так что очень и очень проверяйте её взаимодействие с лаками!
Что ещё можно добавить,-увы, швы видны, конечно, меньше, чем на обычной патали, но видны.И все заплатки видны.И структура у потали довольно зернистая, не гладкая, как у золота.Так что сразу «читается», что не золото.Пробовала полировать зубками, становится чуть лучше, но здорово сдирается.Так что, с этой новой поталью надо ещё очень приспособится работать.Вот, как-то так…
Ирина, добрый день! 
Напишите пож. каким лаком пользовались — я пока на заводе проясню эту информацию. Но мне нужен состав. У них тут совсем другие материалы используются — в основном местного производство. Итальянских материалов вообще нет. 
По поводу швов. Швов не должно быть вообще, по определению. По какому клею работали? Наверное придется проводить мастер-класс.

Планирую по приезду, на майские праздники, провести мастер-класс по применению поталь-краски. Можно будет встретиться, обсудить все нюансы. 

На заводе очень много работают с сусальным золотом. Есть уникальные технологии работы. За несколько дней обучиться этому не представилось возможности, поэтому придется еще раз приезжать и попрактиковаться.  
В продолжении к сусальному золоту. У них конечно культ «золота» — он в храмовой теме (будисты), да и в обыденной жизни они его много используют. Золотят много. По сравнению с ними, наше золочение — это просто игрушки: мосты, фонтаны, 5 метровые будды. Последнее что они делали — золотили фонтан в Баку на центральной площади. 

Скажу честно, из-за того что они такие «золотоманы» к поталь-краске у них спокойное отношение. Учитывая все нюансы, конечно же сусальное золото не заменить нечем. Но поталь-краска пока единственный материал, который наиболее близко подходит для его замены. Конечно же им придется учиться работать и для этого, я планирую открывать мастерскую, где можно будет приехать, попробовать самому и получить консультации по золочению.
Интересно было бы посмотреть на фотографии этих вздутий.
И по поводу Вашего покрытия — Вы с сус.золотом так же покрываете (шеллак + акр.лак)? 
Ну и поддерживаю вопрос Сергея: какой именно акриловый лак Вы использовали. 
Всем привет. 
Сегодня целый день золотили и новой поталь-краской тоже.
Отвечаю на вопросы: [...]
Артемий, хотел добавить текст — но оказывается нельзя корректировать комментарии. Если не сложно — удали этот комментарий, чтобы потом не путались. 
Увеличил время на редактирование комментариев до суток (24 часа).
Всем привет.
Сегодня целый день золотили и новой поталь-краской тоже.
Отвечаю на вопросы:
1. По швам. Швы действительно образуются на старой формуле. Она толще чем та поталь-краска которую я отгружаю (14*14), в ней таких проблем нет — он тоньше и клеется безшовно. Показали новые образцы поталь-краски которую они делают на импорт и в Тайване продавать не могут. Завод крупный, они этот материал и изобрели — после этого многие пытаются копировать — но не получается. Есть проблемы — китайцы например, несколько производств даже закрыли. Говорят что импортная формула — даже круче чем улучшенная формула.
2. Клеят они все на водный клей (преимущественно). Другими (рыбными и т.п.) — они не пользуются вообще. Только клей на водной основе — и для Потали и для Золота и для Краски. Есть у них еще полиуретановый (с их слов) — делают его для сложных оснований. Он крепче и вообще для сложных оснований. Обещали посчитать цены — т.к. они его тоже не продают, только используют для золочения собственными силами. Для России обещали отгружать если будем заказывать. Я пока этот вопрос буду отрабатывать.
3. По поводу вздутия — действительно такое может быть, если Ирина клеела поталь-краску на мордан, а потом пошла «гремучая смесь» — лак (или смесь лака) вошла в реакцию с клеем и это дало такой эффект. Это пористый материал. Почему такое не случалось с поталью (если Ирина такой метод применяла — не знаю. Наверное есть какая то еще химическая реакция краски и акрилового клея, который был разбавлен спиртовым Шеллаком. Как то так.
4. Приеду — буду проводить мастер-класс по работе с красками — в Москве. Где это будет — пока не знаю. К тому же пока не определился со временем — а майские праздники или после майских. Поэтому жду Вашего мнения — когда удобей?
5. Есть золото и твореное тоже. Можно будет возить — но только по 100% предоплате в течении 30 дней. Ценник будет 6-7 рублей листик (но логистику пока точно не считал). По творенному посчитаю цены на следующей неделе. Золото хорошего качества 98 пробы. Правда не знаю с каким именно работают при иконописи. Пишите в личку — обсудим. 
6. По поводу лака — его использовать не обязательно. Как работать с ней — расскажу и покажу на мастер-классах. До встречи )))
Клеят они все на водный клей
Уже несколько раз встречаю этот термин в Ваших ответах — а какой именно «водный клей» Вы бы рекомендовали? Чем пользуются ваши мастера?
Сейчас отвечу на накопившиеся вопросы.Поталь-краску клала на шеллак, после покрытия сверху ещё шеллаком покрыла акриловым лаком «Маймери» и появились вздутия.А обычную поталь я так кладу уже много лет и ни разу таких вздутий не было.Фото прилагаю, как и просил Артемий.И добавлю, что я годами покрываю и золото и поталь сверху шеллаком и после акриловым лаком и всё было нормально.По просьбе Сергея фото состава лака «Маймери», того самого, акрилового, но думаю, что этот перечень на этикетке очень условный, потому как производитель не печатает свою формулу лака и многие акриловые лаки отличаются друг от друга и весьма существенно, следовательно формула «плавает» и всё надо проверять самому. И пара фото по части видимости стыков.На фото слева обычная паталь и стыки очень-очень видны, справа поталь-краска.Обе контрольные полосочки покрыты шеллаком по правую сторону, чтоб уяснить разность оттенков, но это я делала для себя, просто объясняю, чтоб не возникли вопросы по полосатости такой.



Всем привет! 
Ирина, спасибо за фотографии. С них и начнем. Что я вижу было сделано неправильно — Вы почему то после наклейки не удалили лишние части поталь-краски. К сожалению — это не золото — которое может «шлифоваться в ноль». Это такой же материал, что и поталь-фольга — у него есть толщина и есть устойчивость на истираемость. Нанесение любой потали подразумевает удаление части которая пошл «в нахлест» на соседний листочек.Это делается кистью (как делают при работе с поталью наши мастера) или специальной губкой (которую делают из шелкового носка — чтобы не царапал). Швов тогда не так будет заметно — хотя они все равно будут на старой формуле. На тонкой поталь-фольге (мы специально заказываем только определенный тип) и на улучшенной формуле поталь-краски — швов вообще не будет видно. Сейчас выложить не смогу видео — т.к. нахожусь на выставке в Гуанчжоу (Китай) — а у Китая идет ценз и ютуб недоступен (как и гугл). 
По поводу вздутия. Представить не могу что там случилось. Вздутие было локальное — нужно смотреть основание может с ним проблема какая возникла — потому что очень похоже на трещину. А то что она с краю идет может указывать на то — что, когда Вы ее клеили в этом месте у Вас была трещинка — потом Вы ее не затерли (не опрессовали) как нужно — и когда сверху лак наносили — туда попали капельки — вот они у Вас там и гуляли. Второй вариант более правдоподобен. Поэтому шелак тут вообще не причем — он спиртовой — испаряется махом — как он мог повлиять на вздутия — просто не могу себе представить. 
По клею. Как я и говорил — при работе с поталью — в основной массе используют водный клей — он клеет хорошо и можно регулировать его высыхание. Используем вот такой 




Врать не буду, но стоит он около 2000 рублей.
Сергей — на фото спиртовой (он розовый). На водной основе — белый. Но фирма та же: FERRARIO. 
да, все правильно. мы используем и тот и тот. 
по фотке — спасибо за замечание — попросил своих прислать фотки и не проверил что прислали — сразу загрузил. 
Сори, пришел с выставки — устал ужасно. 
Помощи  Божией!
Здравствуйте все! Отвечу отчасти на комментарий Сергея.По поводу швов,-тот лишний нахлёст листочков потали друг на друга я сняла благополучно, но раз это старый, не улучшенный образец, то границы листочков и должны были быть видны, как Сергей и предупреждал.Будем надеяться, что новые образцы лучше.А по поводу вздутий у меня другая версия.Моя основа на фото без трещин и очень тщательно и до зеркальности обработана.И ещё я сделала пробник на стекле, как и Николай, там уж трещин быть никак не может, а вздутия те же.Прилагаю фото этой стеклянной банки с аналогичными вздутиями.А догадка моя о причинах вздутий такова: по низу банки поталь положена в два слоя, и на досочке справа, где вздутия, тоже 2 слоя потали.Где строго один слой, вздутий нет.Значит, в 2 слоя или с сильным нахлёстом листочков при покрытии лака листочки расслаиваются, чего не наблюдается с золотом и обычной поталью.Если, к примеру, золотить краской-поталью резьбу с «виноградами»-выпоклостями, там даже и не имеет значения, есть швы или нет, ничего заметно не будет.Другое дело, что без сильных нахлёстов не позолотить высокий рельеф.И пробовать вначале взаимодействие с лаками.
Ирина и Сергей, добрый день! 

По поводу материала — никто и не говорит, что поталь краска лучше чем золото. К тому же, обычно, иконописцы работают лучше с сусальным золотом. Это их навык. У них «рука набита» на этот материал. Поталь-краска — это замена когда Вам нужно сделать также красиво, но дешевле. И это удобней, когда Ваш клиент просит снизить цену. 

Для того чтобы работать с поталь-краской, нужно привыкнуть к этому материалу. Легче будет получаться у тех, кто работает с поталь-фольгой. Но я вижу по форуму, что поталь-фольга это проблема большая. С ней конечно нужно уметь работать и есть свои секреты, которым Вас кто то должен обучить. В первую очередь — как ее закрывать, чтобы она не окислялась и конечно же, правильно готовить основание. 

Далее, по поводу стекла — это все объясняет. Эксперимент проводился в максимально жестких условиях и в обычной жизни такого никогда не было бы. Объясню почему так делать нельзя в обычной работе. Во-первых, вы работали с водным клеем — он сохнет до 3 дней. Во-вторых, вы наносили его на стекло, т.е. материал с нулевым водопоглощением, поэтому время высыхания увеличивается в разы (она становится поверхностным и если верхняя корочка подсыхает, то внутренний слой продолжает быть влажным). В-третьих, вы не достаточно отполировали поверхность. В-четвертых, учитывая все перечисленные выше факторы — при нанесении толстого слоя акрилового лака — произошло его попадание в трещины и… вздутие. 

Я был на заводе и начинали золотить на плоских поверхностях — улучшенная формула 14*14 ведет себя просто изумительно. Скоро должны прислать еще один образец — 9*9 он может быть подороже — но говорят что уникален — это уже более новая формула, чем улучшенный состав. 
Нанесение в 2 и 3 слоя — это обычная практика работы и мы с ней работаем постоянно — посмотрите на сайте artmolding.ru/g6312517-krasivye-zerkala какую объемную резьбу мы золотим. У нас мастера в сутки по 200-300 метров гонят в течении года и это делают поталь-фольгой — и никаких проблем.

Для примера — мы золотили на выставку раму (левая верхняя)


Поталь-краской золотили раму никаких проблем не было, ни в 2 слоя наносит, ни в 3. В 2 слоя наносят или когда рвется материал или когда нет навыков и нужно исправлять трещины. 

По объемной резьбе. Это сложный и кропотливый процесс. Значительно легче золотить гладкие поверхности. Поталь-краска может работать и по обоим видам поверхности. Дело в умении работать в этом материале. И наверное еще в желании. Если кто хочет убедиться — приглашаю в салон на м.Семеновская чтобы самостоятельно убедиться какой зеркальный эффект достигается на золоченной раме. Выполненной в технике объемной резьбы по дереву. И к стате говоря, когда мы ее заказывали — еще не каждый мастер ее брался вырезать. Несколько мастеров пришлось менять по ходу работы. 

По вздутию понятно — Вы просто плохо обработали поверхность перед нанесением лака — ее нужно полировать (или разглаживать, кому как удобней). Это делается или кистью или шелковым носком набитым ватой. В зависимости от качества полировки — уходят стыки, пропадают морщинки (огрехи при наклеивании) и придется более зеркальный блеск (более, но не менее). 

Поэтому, мой совет Ирине и Сергею, поэкспериментируйте еще. Не бойтесь полировать поталь. Все проблемы уйдут сами собой. Вам нужно просто «набить руку» на новом материале. Если честно, то других причин я здесь не вижу. 

Удачи в Вашем не легком труде.
… Вас кто то должен обучить. В первую очередь — как ее закрывать, чтобы она не окислялась и конечно же, правильно готовить основание.
 
У Вас Есть рекомендации где и у кого можно получить такую информацию?
Уважаемые, объясните мне — зачем покрывать поталь краску щеллаком? Эта поталькраска и без покрытия довольно стойкая, и под лаком ведет себя прекрасно. Да, стыков было чуть, но это же не золото, тем более как говорят я работал со старой, толстой и хрупкой поталью, а для имитации, так это просто СУПЕР. А что немного по виду отличается от сусали, так зато нет искушения выдавать это за золото. Подожду немного пока Сергей в Москву вернется, и закажу себе листов с полтыщи, а может и тыщу, если коллега захочет тоже. Мне пока много не нужно, еще поэкспериментировать и на подложку под сусальное золото.
… объясните мне — зачем покрывать поталь краску щеллаком? Эта поталькраска и без покрытия довольно стойкая...
Действительно…
и на подложку под сусальное золото.
Надеюсь, потом поделитесь опытом? 
ВСЕНЕПРЕМЕННО!!!
Вот что давно хотелось сделать, только сусаль дико дорого, а остальные ВСЕ материалы качеством не подходят. Теперь есть поталькраска, еще бы заказ подвернулся.....
по-моему это называется «вырвиглаз»
Любит народ у нас блестявенькое, а батюшки так особенно, да оно и понятно, мы ж отчасти азиаты
Вчера общался с представителями материалов BORMA. Они подтвердили что нужно все таки технологию отрабатывать. 
ПО поводу шеллака — они рекомендуют его использовать как «адгезив» но его тоже нужно с умом использовать. 
Начинаю с ними общаться — по результатам буду выкладывать здесь информацию.
Прошу извинение зато что не успеваю видео выложить — еще с поездки даже вещи не разобрал. Как только будет времени посвободней сделаю все что обещал.

PS. Огромное спасибо тем кто читает эту тему. Надеюсь в ближайшее время Вы подключитесь к этому вопросу со своим отзывом по данному материал. Жду Ваших вопросов по телефону +7 (926)4034668 Сергей Соколов
Два вопроса:
1. Чем резать?
2. Чем брать?
резать прямо в бумажке.
брать можно руками
Ясно!
разглаживать удобней всего шелковым носком набитым ватой. 
У вас там объем не большой — поэтому можно любую шелковую ткань приспособить. 
Если нужно — я потом куплю на рынке носки шелковые и перешлю.
По поводу акрилового лака «Маймери» на водной основе — есть сомнения. Его очень часто используют для кракелюра. А это другие требования и специфика. Акриловый лак на водной основе — не самый лучший вариант. Мне кажется, что из-за его водной основы он имеет большую подвижность и проникает в микротрещины где и скапливается. При нанесении, особенно в 2 слоя, микротрещин достаточно — это также хорошо видно если попробовать золотить на стекле. Возможно другая проблема — в шеллаке. Ирина рассказывала что она его использует как адгезив. И может быть шеллак, имея спиртовую основу «открывает» путь для акрилового лака в местах микротрещин. Не знаю в чем именно проблема. Будем разбираться.
Мы делаем ставку на автомобильные лаки, которые, на мой взгляд, имеют больший потенциал и в целом отрасль развивается «семимильными шагами» по сравнению с декоративными лаками.
Могу сказать одно — для этого материала, применяя его внутри помещения — лак не нужен. У него лучше адгезия с любыми материалами по сравнению с поталью — поэтому применять шеллак в виде адгезива — нет необходимости. Используйте более простые сочетания. 
Есть два момента в Вашем комментарии на которых просто необходимо сделать акцент:
1. Во-первых, — это «автомобильные лаки». Думаю, мысль в отношении использования их в иконописи, никогда не получит развития. Конечно, существуют компромиссные решения, но врядли их можно предлагать в качестве альтернативы проверенным технологиям. В отношении лаков/олиф вообще — здесь всё довольно архаично (в силу просто массы причин — от взаимодействия самих материалов и поведения защитного слоя в тех или иных климатических условиях, до визуального восприятия («красивости») этих компромиссных решений). Всё же, даже при условии использования каких либо «новых» материалов, иконописец стремится, как минимум, к визуальной аутентичности новых материалов с материалами, которые зарекомендовали себя в веках и по сей день превалируют в иконописи... 

2. И второй момент — это Ваше замечание в отношении защитного слоя вообще.
Могу сказать одно — для этого материала, применяя его внутри помещения — лак не нужен.
Это вообще не может обсуждаться в рамках дискуссии об иконописи. Именно, как о технологии создания иконописного изображения. Так как помимо золочения, которое мы с вами и обсуждаем здесь, в иконе присутствует (и здесь стоило бы поговорить о приоритетах, как технологических, так и смысловых) и живопись — собственно само изображение выполненное краской, которое (хотим мы этого или нет) требует защитного покрытия. И, как правило, такое покрытие (лакировка или «олифление») осуществляется одновременно и живописного слоя, и золочения. Т.е. «раздробление» привычной технологии (золочение отдельно от живописи) только усложнит работу иконописца.

Готов обсудить эти моменты. Поправьте, если я не прав.   
Мне здесь добавить нечего. Мы не работаем с технологиями применяемыми в иконописи. Поэтому проверить это не могу. Мое дело — предложить материал, который нам очень нравится и который имеет потенциал развития. Ваше дело или принять его или продолжать работать с традиционными материалами. 

Пока мне больше не чего добавить. Наверное в иконописи у этого материала действительно нет потенциала. 
Сергей, Вы очевидно не так мня поняли.
Я лишь хотел подчеркнуть, что не об «автомобильных лаках», не о игнорировании защитного покрытия, как такового в силу самодостаточности поталь-краски, — не может идти речь применительно к иконописи (сайт-то иконописный). Исходя из этого — необходимо искать альтернативные и практичные решения в указанной области, а не отказываться от Вашего материала вовсе.

Лично мне, то о чем говорят в этой и параллельной теме Дмитрий и Николай, — импонирует.

Наверное в иконописи у этого материала действительно нет потенциала. 

Сергей, Вы сказали, что у вас нет возможности проверить это. Так что давайте доверимся в этом вопросе иконописцам. Чем, судя по всему, они (и я в том числе) сегодня и занимаются. За предложение — однозначно спасибо! 
Артемий, извините. Не совсем понял что Вы хотели сказать.

Я лишь хотел подчеркнуть, что не об «автомобильных лаках», не о игнорировании защитного покрытия, как такового в силу самодостаточности поталь-краски, — не может идти речь применительно к иконописи (сайт-то иконописный). Исходя из этого — необходимо искать альтернативные и практичные решения в указанной области, а не отказываться от Вашего материала вовсе.
Насчет традиционных материалов, по моему все не так однозначно. Мы же используем темперу ПВАшку и акриловые краски при написании икон, а в стенописи очень положительно себя рекомендуют силикатные материалы, да и на покрытие икон все чаще используют яхтные акрилово алкидные лаки. Все течет, все меняется. Автолаки еще как то диковато, хотя при здравом размышлении, я бы использовал их для покрытия иконы, если она находится на фасаде храма. По моему ни у кого не будет сомнений в том, что авто лак гораздо лучше будет переносить атмосферные перепады нежели традиционная олифа. Я это к тому, что для определенного материала нужно искать соответствующую нишу. Вот как на фотографиях выше, где стены позолочены, идеальная сфера применения поталь краски, так же золочение иконостасов и пр. Да и на подложку под золото, я думаю должно получаться отменно. Мне собираются иконку небольшую на золоте заказать, вот как раз и попробую набросать первый слой поталью, осталось только дождаться потали с Москвы, я себе заказал у Сергея тысячу листов. Будет поле для экспериментов. По итогам первого слоя выложу фотоотчет.
Кстати, сегодня я попробовал покрыть лаком все те пробники, что клал ранее. Лаком покрывал автомобильным. Никаких проблем, ни вздутий, ни коробления и блеск не гаснет,
это меня сильно удивило, я честно говоря ожидал, что поталь, положенная на мордан, должна по определению шубой встать, ан нет, стоит, в смысле лежит крепко, не ерепенится.
Вот как на фотографиях выше, где стены позолочены, идеальная сфера применения поталь краски
 
Я бы сюда добавил киоты, аналои и.т.д.
и на подложку под золото, я думаю должно получаться отменно
Очень ждем результатов Вашего исследования.
Будет поле для экспериментов. По итогам первого слоя выложу фотоотчет.
*UP*
Анолои, облачения и прочее храмовое убранство я даже не упоминал, это очевидно. И хотя Сергей говорил что можно без защитного лака, я думаю, что обязательно нужно покрывать, вплоть до автомобильных керамических лаков, дороговато (4 литра база и 2 литра отвердителя за 12 — 18 тыс.руб.) но зато надежно, учитывая рвение наших бабушек.
можно даже не заморачиваться укрытием там где нет постоянного контакта. 
я планирую потестить матовые лаки (уже готовые) — посмотрим какой эффект даст.
Сергей, вы не знаете специфики храмовой жизни )))))
Если в светском интерьере народ с пониманием относится к позолоте, аккуратно смахивая пыль, то в церкви перед большими праздниками начинается такой переполох, так все чистят и драят, что мама не горюй! Некоторые старушки в особом рвении на иконах стирали красочный слой. Я не утрирую, это правда. Зная эту особенность один знакомый священник запретил тереть окрашенный золотой автоэмалью иконостас под страхом отлучения от церкви, ну это он им так сказал()))
Так что керамический лак, это самое то что надо. Хотя по правде говоря, в храме приходится тереть все что бы блестело не от излишнего фанатизма, а из за копоти от сгорающих восковых свечей
У нас в храме однажды «помыли» столетнюю икону «Новозаветная Троица» с иконостаса уничтоженного большевиками храма. Вспоминаю, как страшный сон… Помню, как бабульки «отмыли» мою реставрацию иконы «Крещения». Казусы бывают такие, что… :-D
Чуть-чуть знаком. До того момента как меня забрали в армию я был алтарником и пел в хоре. Чуть-чуть не поступил в семинарию в Воронеже. Но это было давно… Поэтому знаю и верю.
Керамический лак дороговат и продается только в больших литрах. Его лучше на куполах использовать или на ковке.  
Есть множество лаков, в т.ч. для мебельной промышленности — которые можно использовать. 
В любом случае, спасибо за участие в процессе. Я не претендую на «лавры» в иконописи. Для меня было важно понять — насколько этот материал будет близок для храмов. Я доволен результатом — спасибо, еще раз. 
Близок для храмов — это не то слово. По моему мнению, это замечательный материал. И я это говорю не просто так, или что бы польстить Сергею, хотя он хороший, отзывчивый, обязательный человек, профессионал своего дела. Но в данном случае, как говорится — истина дороже. Материал — СУПЕР. Я художничаю более 30 лет, из них более 15 занимаюсь иконописью. Имею диплом художника оформителя, чем собственно говоря и занимаюсь всю трудовую жизнь, вел кружки декоративно прикладного искусства в доме пионеров. Это я не к тому, что типа крутой специалист, а к тому что занимаюсь оформительством постоянно, мне просто в кайф этим заниматься, что то лепить, клеить, что нибудь мудрить, а теперь вот золотить. Мы ставили несколько иконостасов, и всегда огромная проблема с золочением деталей, элементов иконостаса, киотов, храмы не богатые, сусальное золото дорого, а все остальное, что пробовали — не выдерживает критики. А эта поталь, действительно хороший, даже лучший материал из всего что использовали. Получу поталь, буду делать пробники и показывать настоятелям храмов. В этой связи возникает вопрос — цена золочения, но это наверное нужно создать отдельную тему, что бы эту не загромождать.
В этой связи возникает вопрос — цена золочения, но это наверное нужно создать отдельную тему, что бы эту не загромождать.
Поддерживаю.
У меня пока фотоотчета нет, но я всё же не удержусь и пару слов напишу по поводу своего эксперимента (позже напишу подробнее — сейчас, как белка в колесе).

1. На мордан «в растирку» поталь-краска ложилась трудно. Не прилипала. Стер по обычаю, как для суалки — и наверное зря… Материал более плотный и соответственно поверхность должна быть более насыщенной морданом. 
2. Водной «липучки» у меня нет. Есть спиртовая. Положил на неё. Дает легкий оттенок (наверное реакция на спирт).
3. Закрыл яхтным лаком. Цвет (блеск) стабильный. Как и сказал Николай. 
По поводу:
Дает легкий оттенок



(слева — на мордане, справа на спиртовой «липучке»)
Интересно. Я правда не пробовал на разные липучки, липучки есть, нет потали, придет на днях, попробую. У меня цвет поталь меняла только когда я ее акриловым растворителем смочил, она побелела немного, но не рассыпалась.
Артемий, а чем ты кисточки отмываешь после липучки.? Я акриловым растворителем, в авто магазинах продается, этот растворитель не только липучку отмывает, но даже старые забитые кисточки от темперы, акрила и т.д.
а чем ты кисточки отмываешь после липучки?
Спиртом (чистоганом). 
На мордан в растирку, плоховато у меня тоже ложилось.
Я делал очень жидкий раствор, брал пол пробочки разбавителя, например САНЕТ, затем слегка макаю кисточку в мордан, сбиваю излишки о край пузырька с морданом, и полоскаю эту кисточку в разбавителе, затем этот раствор наношу на лак, приблизительно через полчаса, в зависимости от температуры окружающей среды, слегка стираю излишки, и через час примерно начинаю набрасывать золото, подтирая при этом от пыли и кусочков золота поверхность. Мордан 12 часовой Я же говорю, что момент «недотер» здесь не минус, а скорее плюс.
Я делал очень жидкий.....
Вот и я так же. 
«недотер» здесь не минус, а скорее плюс.
Ага
Нужно будет подобрать консистенцию, что бы не мудрить каждый раз, и вообще не стирать мордан, а только перед укладкой потали «подтирать»
Я тоже обратил внимание что лучше всего поталь-краска ложиться на водный клей. У спиртового возникают пузырки, поэтому нужно разбавлять клей (я это делаю спиртом)
По поводу акрила — думаю проблем не должно быть, особенно если использовать акриловый клей и акриловый лак. 
Не очень хорошо себя ведет поталь-краска с шеллаком — наверное из-за того что он спиртовой. 
И еще. Если работаете спиртовым клеем, то не нужно сильно полировать поталь-краску — спиртовая основа дает размывку верхнего слоя.  
добавил видео с пробой материала
Олег, приветствую! 
По поводу автомобильных лаков, вопрос обсуждался только в плане наружного золочения — для защиты от УФ-излучения. В других форматах, автомобильные лаки даже не рассматривались. 
Есть большое кол-во различных лаков для мебельной промышленности. Лучше смотреть материалы применяемые в деревообработке. 
Удачи.
Я не большой специалист в лаках, я скорее пользователь. И в процессе пользования лаков по отношению к потали краске замечена одна особенность, ей, этой потали по большому счету до лампочки чем покрывать. Все равно блестит, и блестит сильно. Недавно пытался погасить этот блеск, добавил в яхтный лак масляной краски художественной — ОХРУ золотистую, прозрачность лака глушанул наглухо… и что бы вы думали!!? блеск на месте, потушить не удалось на этот раз. В следующий добавлю еще больше. Результаты сообщу.
А вот кстати, — как отреагирует красочный слой на все эти эксперименты с добавлением охры или присыпки? Имею ввиду «чистоту цвета»…
В лак тальк!?!? вот это новость, никогда бы не догадался
А красочный слой никак не отреагирует, Артемий. Потому, что его еще нет, есть только прорись, т, е, матовый охристый лак на этапе защиты золота перед письмом. Я иногда золочу уже после письма, а иногда до письма с обязательной лаковой защитой.
с обязательной лаковой защитой
А я вот — никогда так не делал. Но, признаться, уже подумывал…
Я начал защищать после того как запарывал золото на иконе, то то, то се, и после того как несколько раз пришлось перекладывать золото, сказал себе — ХВАТИТ, и вот теперь в обязательном порядке защищаю золото перед письмом, или когда быстро надо, то пишу и потом золото, не успеваешь загамачить.
Ну вот вроде начинает что то получаться. Клал поталь на лаковую подушку, мордан в растир.

На нижнем фото вроде бы крупно… Если еще крупнее, то в следующий раз, эта икона уже ушла.
Олег, это все таки не сусальное золото, а очень качественная имитация, по моему — лучшая на рынке, но все таки имитация. Положенное рядом с сусалкой, видно различие. На идеально гладкой поверхности стыки едва заметны, если получилась складка, то тоже можно заметить, но это потому, что мордан менее клейкий чем липучка, на липучке складки лучше заколачиваются, но на липучку поталь липнет сразу наглухо, а на мордане я листочки потали немного двигаю, позиционирую, а затем прибиваю.
Мордан 12 часовой, набрасывать начинаю часа через 3 после стирания мордана.
На полимент у меня хорошо так и не получилось. На небольших участках пробники удаются, начинаешь работать на иконе, косяки вылазиют. Я эту рамку положил с третьего раза, первые два были неудачные, счищал до левкаса и заново.
На фото зеркальная поверхность, но в финале я это зеркало с пульвера глушил матовым лаком с добавлением в него талька и охры золотистой, клиент не увидел разницы на рамке потали и золота сусального на нимбах, пока я ему не сказал. Но рамку я делал бонусом, ее нужно было просто покрасить, а мне нужен был объект для пробы. Так что все довольны. Почти… Меня все таки не очень удовлетворил результат, хочется добиться лучшего качества укладки потали. В следующий раз буду пробовать на Инстакол.
вот этот лев
Я зарегистрировался! josse777
с уважением Олег.
Добро пожаловать! :)
Приветствуем! josse777
Стыки видны немного, но только на идеально гладкой, «стеклянной» поверхности. На гипсе, или там еще какой рельефной поверхности, стыков и швов практически не видно. Вот только вопрос в том, на что ложить поталь, что бы получить достойный вариант. Честно говоря я сам в поиске подходящего варианта. Пробую то то то это. Что получается — выкладываю здесь. Глубокий рельеф, это подолбаться прийдется. Небольшой совет, набрасывайте поталь маленькими кусочками, швов не будет видно, зато будет меньше разрывов, поталь, она не растягивается, поэтому впадины проще мелкими кусочками улаживать.
А моделька льва, это что, сами делаете 3д модели или фрезеровкой занимаетесь?
Николай! А "… небольшого количества талька.." это сколько?
На соседнем форуме наоборот думают как сохранить блеск… а впрочем дело вкуса. Попробуйте матовый масляный лак. Я думаю он погасит всё, что угодно.
С уважением Олег.
josse777, дружище. Мы ж не ищем легких путей. Матовый масляный — это просто и уже давно пройденный этап. Матовый, полуматовый, а так же остатки мата после слива всей банки лака, после предварительного отстоя лака как минимум хоть месяца времени, все давно уже опробовано. А сколько талька?.. это приблизительно горка высотой в пару миллиметров на кончике малого макетного ножа, а охры золотистой из тюбика масляной краски — это где то около 3-4 мм пасты
Понял… С моей стороны было самонадеянно про масляный лак писать.
Здесь дело не в самонадеянности. Просто в большинстве случаев нет готовых рецептов, все в основном достигается методом проб и ошибок И советы по пропорциям и рецептуре вам дадут, но очень приблизительные, и это не от жадности и жлобства, а потому что все в основном делается навскидку, по чуйке, т.е. на интуитивном уровне, как говорится — пока не попробуешь, не узнаешь.
А вот интересно, никто не пробовал делать кракелюры на изделиях?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.