• zaimka10
  • написал
  • Изготовление иконной доски

Начало диалога

Привет всем!
Вот такой вопрос, прошу вашего участия: как организовать рабочее место для изготовления иконных досок?
Что необходимо учесть? Какие нужны приспособления и инструменты? Как решить вопрос с главным материалом — деревом? Какое дерево можно брать, а какое луче не брать вообще?

Если у вас есть какие-то рекомендации, фотографии... — выкладывайте в этой теме.
Спасибо!

1. Главное, помещение и оборудование. Размер одной стороны стены не менее 6-7 метров , чтоб можно было спокойно распускать 3 м. доску по длине, этим экономим материал. А высота не менее 2,3 — 3м. — удобнее работать на фугунке.

2. Станки лучше брать специализированные, а не универсальные:
  • а) циркулярка — желательно с регулируемой высотой пропила и кареткой для торцевания.
  • б) фуганок с шириной строгания 26о мм — минимум
  • в) рейсмус с шириной строгания 310-500 мм
  • г) фрезер (можно без шипорезной каретки и прочих прибамбасов) его основное назначение изготовление шпонок вернее придание клиновидности и товарному виду, сам пока работаю на синем Фрезер Bosch GOF 2000 CE
  • д) эл. инструмент — фрезер ручной — 2 шт типа Фрезер Makita RP 0900, дрель, шуруповерт, ПШМ и ЛШМ, паркетка + лобзик,
  • е) ручной инструмент для столярных и слесарных работ
  • ж) сборочный стол + верстак
  • з) ваймы — лучше делать из швеллера 5 или 6 винтовые пары и упоры заказать токарям-сварщикам
  • и) всякая всячина — для изготовления кондукторов и приспособ, расходные материалы
  • к) стружкоотсос

Вся эта радость обойдется в 400-700 т.р. Это для мелкосерийного производства...

P.S.: Для обычного изготовления досок вполне хватает инструментов:
  1. Пила дисковая Makita 5704
  2. Настольный распиловочный станок Makita 2704
  3. Фрезер Makita RP 2300 FC
  4. Рейсмус Makita 2012 NB

Вся эта «радость» обошлась менее шестидесяти т.р., ну ещё по мелочи струбцины и т.п.

Завтра должен поехать за липой, если будет все нормально начну делать иконные доски из липы... . Но шпонки все таки думаю надо делать из того же материала.
76 комментариев
Шпонки нужно делать дубовые.Не зависимо от материала доски(липа, сосна или еще что-то)
Надо это аргументировать. пожалуйста.
больше 70 лет не делались в промышленных масштабах иконные доски, сменилось оборудование материалы и соответственно технологи.
Большинство моих иконописцев твердят — дубовые шпонки, я понимаю столяров, они с этого имеют неплохие деньги (минимум трудозатрат — максимальная прибыль), но совершенно разный материал и ведет себя по разному.
Главное назначение шпонки в наше время — дать возможность доске выгнуться плавно, более твердая древесина может просто сломать доску по делянкам.
Еще раз напомню, смотрел в Псковском музее доски примерно 16 вв. они из сосны шпонки там сосновые, икон больше сотни наверное, размер от малого аналоя до 1,5-2 метра примерно, в основном иконы с иконостасов.
Сергий, сколько делянок в этих досках 16-го века? склеены они между собой или нет? и как эти сосновые шпонки дают возможность выгнутся доске, состоящей из нескольких делянок, плавно ??
З.Ы. Сегодня смотрел на такую «правильную» доску (делали в промышленных масштабах)) .((
Сергий, есть какие-то новости по поводу досок?
Липу сушеную нашел, но по послушанию занят совершенно другим делом, надеюсь начать хотя бы в августе месяце, производство досок из липы
Помоги Господи!
и еще, если останусь в монастыре, начну левкасить, а то левкасить никто не хочет — ну тут свои заморочки монастырские
Левкас то и дело по лузге трещит.Все уж перепробовали.Может кто что скажет.
И это отдельная тема: Трещит левкас по лузге
Всех с началом поста.
С декабря начинаю делать доски из липы (со шпонками из липы, пока размер 25*30 и 30*40, толщиной 30мм (или в крайнем случаи 25мм)
За 2 года лопнула 1 сосновая доска из 900+ из-за резкого перепада температуры и влажности, занесли липу с улицы (+5С) врубил пушку и догнал до +20С, (липа сушеная лежала под навесом и приняла влагу до 14-16%), край иконной доски в столярке как раз находился над потоком влажного воздуха от пушки.
А может кто объяснить, при соединении шпонки с доской, само соединение на ,, ласточкин хвост,, вы как делаете? А то я уже замучался экспериментировать. Не получается нормальное соединение.
Вот здесь об этом писАл. ;)
Я, почему-то подумал, что речь вот об этом:

Сейчас такие соединения называются «ласточка» Хоффмана (из пластика) — держит намертво.
неа я имел в виду шпонки
пластик эт не то
спаси, господи ЗА ссылку
вот тут нашел такую заметку:
,, Хороший эффект дает склеивание пакета досок в центре которого размещены 2-3 бруска квадратного сечения. Такой способ склеивания стал применятся относительно недавно, однако иконные доски склеенные таким образом практически не коробятся,,



Как думаете насколько это логично?
Хм, даже не знаю. Обычно, в местах ликов (центр доски) старались как раз поместить цельную доску. Для меня, например, это уже как аксиома. Т.е., когда я делаю доску — я стараюсь сделать именно так…
Ссылку на заметку дадите?
По краям доска может загибаться — лучше использовать доски с радиальным распилом.
дам конечно, вот оная Ссылка...
прочитал, а сам автор статьи иконные доски делал? подозреваю, что нет )))
я тоже так думаю и тоже не со всем с ним согласен, но честно сказать идея на счет брусков интересная и не совсем лишена логики, интересно где он ее взял?
где он ее взял?
ну так столяры щиты собирают, а если если по-логике — так и крайние доски надо на квадраты распилить.)))

посмотрите, сам тест нас не интересует, обратите внимание на концовку видео там показаны торцы доки и видно как почти под углом изогнулась средняя, а крайнее только легко повело.
почти под углом изогнулась средняя, а крайнее только легко повело.
Это случайность.
А чего тестировали-то? если клей Titebond II — зачем доску иконную испортили (можно было простые доски склеить).Если и клей и доску — то зачем из доски шпонки вытащили?
РЕЧ НЕ О тесте, видео я дал как доказательство, что середину гнет больше. И это не случайность, а мой многолетний опыт в столярке (около 20 лет).
видео я дал как доказательство, что середину гнет больше

для доказательства надо бы утопить дюжину досок)))
И это не случайность, а мой многолетний опыт в столярке (около 20 лет).
вот и я думал с чего бы это при записи в профиле «краснодеревщик» такие вопросы:
А может кто объяснить, при соединении шпонки с доской, само соединение на ,, ласточкин хвост,, вы как делаете? А то я уже замучался экспериментировать. Не получается нормальное соединение.
Не получается нормальное соединение
в смысле, без дальнейшей подгонки. Думал может кто то придумал что то новое, а то я тоже делаю по старинке (фрезером под линейку).

для доказательства надо бы утопить дюжину досок)))
не надо столько, хватит того что почти каждый день имеешь дело с иконными досками, столешницами и другими щитовыми деталями.
Не получается нормальное соединение
в смысле, без дальнейшей подгонки
Интересно, а какую «дальнейшую подгонку» вы производите?
например шпонку по ширине или клин без больших отходов
Привет.
При серийном изготовлении, делаешь кондуктор для шпонки и обгоняешь ее на фрезере. тогда геометрия всей серии получится практически одинаковой, (допуск примерно +- 0,5 мм)
Делаешь кондуктор для фрезеровки пазов в доске под шпонки: рассчитываешь глубину и ширину по готовой шпонке, с расчетом того, что шпонка не должна доходить примерно на 1/3 или 1/2, методом научного тыка подгоняешь необходимый размер.
Итого: шпонки взаимозаменяемы (я делаю от 200-400 шт за один раз),
при необходимости направляющие для фрезера легко заменить.
делаешь кондуктор для шпонки и обгоняешь ее на фрезере
А можно подробнее?
… понял вы начинаете от шпонки, хорошая мысль. Я наоборот от паза. И чего мне это в голову раньше не пришло? Дед мой так делал и я делаю. Спасибо попробую так как вы, от шпонки.

А клин на сколько уже в узком конце от широкого делаете? Я делаю 10мм меньше на длине 250 — 260мм.

рассчитываешь глубину и ширину по готовой шпонке, с расчетом того, что шпонка не должна доходить примерно на 1/3 или 1/2, методом научного тыка подгоняешь необходимый размер
этот фрагмент объясните пожайлуста, а то не совсем понял.
И если можно покажите пару другую фотографий кондукторов, буду очень благодарен и так понимаю не только я. Заранее благодарю.
а то не совсем понял
Я вот не столяр и вообще ничего не понял…
Я тоже не столяр)), но инновациям в столярном деле всегда рад. Это надо же 400 штук за один раз. Мне столько не надо, но посмотрю с интересом на чюдо-кондуктор.)))
инновациям в столярном деле всегда рад
Так и я рад!
Что есть «кондуктор»?
Артём, ты у меня спрашиваешь?
Нет :)))
Ну, нет так нет)). А то у меня где-то валялся кондуктор самодельный (для шкантов) — но он к шпонкам отношения не имеет. ))
Ждём Сергия.)
Я так понимаю, что «кондуктор» — это типа шаблон?
Вопрос к тебе :)
У меня кондуктор — это болт с дыркой внутри, закрученный в деревяху, куда вставляется сверло, чтоб где надо дырки сверлить))). У Сергия это, наверное, типа шаблона. Подождём ТС.
Привет, фото делать пока не могу, попробую объяснить.
«Кондуктор обгоночный» — шаблон для шпонки делается из фанеры толщиной не менее 10 мм, это основание, примерно прямоугольной формы по длине шпонки + ограничители из брусков (ограничитель длины шпонки) с обоих сторон, чтоб шпонка не вылетала (удерживалась) при обработке ее ребра — для придания конусности, разница м/у узким и широким концами примерно 6-10 мм;
Сначала делаем шпонку — образец на фуганке, потом выравниваем по «первой грани» (ребру) основания и с противоположенной стороны (ребра — грани) крепим брусок-ограничитель (ограничитель ширины шпонки).
Далее переставляем шпонку (как удобнее-привычнее [с поворотом в горизонтальной плоскости детали ли без поворота на 180 градусов}) и получаем «вторую грань» (ребро) шпонки, Прим. по ширине основание-шаблон делайте примерно 3,5-4 ширины от шпонки, а длину — длина шпонки + 2-4 ширины шпонки.
Шаблон получится не сразу, там приходится ловить десятки на фуганке и всегда новый шаблон для замены старого (выработаного) будет немного отличаться, но это не критично для дерева.
Попробую завтра сфотографировать
Сергий, без фотографий не понятно, желательно сделать фотографии и самого действа.
Я так понял, что Вы делаете шпонки без фрезера?
Шпонки при потоке делаю на ручном фрезере закрепленном стационарно — просто нет вернее некуда ставить нормальный стационарник, для получения формы-профиля шпонки лучше всего стационарник, с фрезой — «спиралькой» которой обрабатывают металл + барабаном с наждачкой, а ласточкин хвост ручным фрезером, т.к. пальчиковые фрезы с хвостовиками d 6-8-10 мм продают почти в любом «инструментальном» магазине расходников
фрезой — «спиралькой» которой обрабатывают металл + барабаном с наждачкой
Этой «спиралькой» обрабатываете верхние края шпонки? сейчас в продаже есть очень хорошие спиральные фрезы по дереву (можно и самому из сверла выточить, где-то видео было). Режет чисто со всех сторон, я вот таким делаю ящичные и др. соединения:
Да, но все же лучше иметь не 2 ножа(кромки режущие), а по больше — безопаснее, быстрее и чище, меньше руки устают
быстрее и чище

это вряд ли )).
это ваше произведение?
ну да ))
Кондуктор для фрезировки пазов под шпонки
На основании — фанера не менее 10 мм, длина не менее 2-2,5 длины доски, ширина примерно 1,5 ширины доски (правильнее — ширина доски + 80-120 мм); крепим ограничители-по размеру доски — по периметру, бруски ограничители сечением: толщина доски * 40(50)мм три стороны крепим намертво клеем и гвоздями+саморезы
одну сторону делаем съемную (на всякий случай — вдруг доску заклинит) съемную я фиксирую саморезами и винтами М10 с гайками.
Важно ограничители выставить с максимально точностью по габаритам доски, либо + (1-2)мм
Направляющие для фрезеровки паза выставляем по подошве фрезера, Фиксируем винтами М8-М10 гайками с одной стороны, а с другой винт закручиваем во втулку (или также фиксируем винтами с гайками).
Завтра фотографирую, и постараюсь выложить.
Сергий, исходя из этой фотографии, в этом приспособлении вы только строгаете шпонку, а фрезой «ласточкин хвост» обрабатываете отдельно?
Да, ласточка — самая простая операция здесь, и калевка,
Идея — шпонки почти все одинаковы
Я к тому спросил, что в этом приспособлении удобно и фрезеровать, — если поставить пару вот таких прижимов или самому сделать прижимы типа «коромысло».
В принципе идея не нова, для массового изготовления может и применима (геометрия досок должна быть идеальна)). Я делаю доски разных размеров и мне это не надо.
Сергий, а сами-то доски где фото во всех ракурсах?
Проданы 500+ досок, осталось 18 на 24, делаю новые из липы
ни че себе… я больше 50 не делал
Т.е. можно заказывать?
P.S.: И всё же, хотелось бы посмотреть на сами доски…
осталось 18 на 24
ждём фото ;)
Опять вечер добрый. Все продолжаю «бороться» с Псковскими провайдерами — не могу подобрать нормальный, не дорогой трафик (провод или модем).
Начал склейку щитов — досок, пока выходит, примерно штук 150 заготовок под доски 25 на 30 и штук 30 заготовок под доски 30 на 40, все из липы с липовыми шпонками, скорее всего в начале февраля буду их почти все левкасить.
Главная проблема по лесу — нет его нормального на Псковщине, по цене пока примерно могу сказать — в районе +_- 70 руб за кв. дм., точнее после выработки леса.
Сергий, а где же фото?
все из липы с липовыми шпонками
липовые шпонки… прикольно)))
Пока склеил только щиты в основном под доски 25*30 по набору делянок к сожалению не могу пока делать более правильный набор, т.е. по количеству годовых колец и их частоте; — не позволяют размеры столярки и количество липы.
Ннадежда на то, что доски будут вести себя нормально ( с таким подбором делянок) только качество прифуговки и склейки + предшествующий опыт столярно-мебельного производства, как только в январе сделаем партию досок из липы — сфотографирую.
Только могу сказать — после сегодняшнего разговора с игуменом, доски из липы пока будем левкасить и продавать только залевкашенными, из-за тог, что липа тяжело пока приходит в монастырь, вся надежда только на постройку иконописной школы.
Скажите а из бука вы не пробовали делать? Беря во внимание редкость липы бук дума не будет дороже.
Вообще по книге монахини-иконописеца, рекомендованы:
1. Кипарис
2. Липа
3. Сосна, Ель, Кедр
Но по опыту столяра елку крутит сильно, хороший кедр равен по стоимости практически липе
Бук, дуб, ясень, явор, вяз и т.п. дерево хорошее и красивое, но скорее всего из-за того что более твердые и прочные — колкость больше.
Хоть я и не столяр, но по опыту скажу- первые 50-100 лет шпонка держит доску, спасает от изгиба. А потом- начинает вредить. И в конце концов разрывает. Поэтому реставраторы вынимают их долой, через век шпонки- это смерть иконе
по опыту скажу- первые 50-100 лет шпонка держит доску, спасает от изгиба. А потом- начинает вредить. И в конце концов разрывает
Пепел, за сто лет напряжение в доске растёт? ничего не перепутали? ;)
не думаю что бук хуже себя ведет чем сосна, некоторые мои доски почти 5 лет назад сделаны хорошо себя ведут вовсе не трищят
Не знаю, что растет. Но доска не может сопротивлятся шпонке. Или она ее сгибает сильно, или( что часто) не выдерживает, и разрывается ( часто не по шву) просто шпонка — убийца старых досок
Через сто лет доска уже «мёртвая» и напряжения в ней нет, видел доски старше ста лет и со шпонками они не конфликтуют — видимо дело не в возрасте досок, — а в их производителях.
На форму досок обратили внимание.значит огромное напряжение в шпонке. Результат часто один
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.