Главная  / Учебный материал / Изготовление иконной доски

Изготовление иконной доски

zaimka10

Сергий

@zaimka10

Пока Мирожский мужской монастырь
Изготавливаю иконные доски, киоты, полочки, и пр.

76 комментариев
Шпонки нужно делать дубовые.Не зависимо от материала доски(липа, сосна или еще что-то)
Надо это аргументировать. пожалуйста.
больше 70 лет не делались в промышленных масштабах иконные доски, сменилось оборудование материалы и соответственно технологи.
Большинство моих иконописцев твердят — дубовые шпонки, я понимаю столяров, они с этого имеют неплохие деньги (минимум трудозатрат — максимальная прибыль), но совершенно разный материал и ведет себя по разному.
Главное назначение шпонки в наше время — дать возможность доске выгнуться плавно, более твердая древесина может просто сломать доску по делянкам.
Еще раз напомню, смотрел в Псковском музее доски примерно 16 вв. они из сосны шпонки там сосновые, икон больше сотни наверное, размер от малого аналоя до 1,5-2 метра примерно, в основном иконы с иконостасов.
Сергий, сколько делянок в этих досках 16-го века? склеены они между собой или нет? и как эти сосновые шпонки дают возможность выгнутся доске, состоящей из нескольких делянок, плавно ??
З.Ы. Сегодня смотрел на такую «правильную» доску (делали в промышленных масштабах)) .((
Сергий, есть какие-то новости по поводу досок?
Липу сушеную нашел, но по послушанию занят совершенно другим делом, надеюсь начать хотя бы в августе месяце, производство досок из липы
Помоги Господи!
и еще, если останусь в монастыре, начну левкасить, а то левкасить никто не хочет — ну тут свои заморочки монастырские
Левкас то и дело по лузге трещит.Все уж перепробовали.Может кто что скажет.
И это отдельная тема: Трещит левкас по лузге
Всех с началом поста.
С декабря начинаю делать доски из липы (со шпонками из липы, пока размер 25*30 и 30*40, толщиной 30мм (или в крайнем случаи 25мм)
За 2 года лопнула 1 сосновая доска из 900+ из-за резкого перепада температуры и влажности, занесли липу с улицы (+5С) врубил пушку и догнал до +20С, (липа сушеная лежала под навесом и приняла влагу до 14-16%), край иконной доски в столярке как раз находился над потоком влажного воздуха от пушки.
А может кто объяснить, при соединении шпонки с доской, само соединение на ,, ласточкин хвост,, вы как делаете? А то я уже замучался экспериментировать. Не получается нормальное соединение.
Вот здесь об этом писАл. ;)
Я, почему-то подумал, что речь вот об этом:

Сейчас такие соединения называются «ласточка» Хоффмана (из пластика) — держит намертво.
неа я имел в виду шпонки
пластик эт не то
спаси, господи ЗА ссылку
вот тут нашел такую заметку:
,, Хороший эффект дает склеивание пакета досок в центре которого размещены 2-3 бруска квадратного сечения. Такой способ склеивания стал применятся относительно недавно, однако иконные доски склеенные таким образом практически не коробятся,,



Как думаете насколько это логично?
Хм, даже не знаю. Обычно, в местах ликов (центр доски) старались как раз поместить цельную доску. Для меня, например, это уже как аксиома. Т.е., когда я делаю доску — я стараюсь сделать именно так…
Ссылку на заметку дадите?
По краям доска может загибаться — лучше использовать доски с радиальным распилом.
дам конечно, вот оная Ссылка...
прочитал, а сам автор статьи иконные доски делал? подозреваю, что нет )))
я тоже так думаю и тоже не со всем с ним согласен, но честно сказать идея на счет брусков интересная и не совсем лишена логики, интересно где он ее взял?
где он ее взял?
ну так столяры щиты собирают, а если если по-логике — так и крайние доски надо на квадраты распилить.)))

посмотрите, сам тест нас не интересует, обратите внимание на концовку видео там показаны торцы доки и видно как почти под углом изогнулась средняя, а крайнее только легко повело.
почти под углом изогнулась средняя, а крайнее только легко повело.
Это случайность.
А чего тестировали-то? если клей Titebond II — зачем доску иконную испортили (можно было простые доски склеить).Если и клей и доску — то зачем из доски шпонки вытащили?
РЕЧ НЕ О тесте, видео я дал как доказательство, что середину гнет больше. И это не случайность, а мой многолетний опыт в столярке (около 20 лет).
видео я дал как доказательство, что середину гнет больше

для доказательства надо бы утопить дюжину досок)))
И это не случайность, а мой многолетний опыт в столярке (около 20 лет).
вот и я думал с чего бы это при записи в профиле «краснодеревщик» такие вопросы:
А может кто объяснить, при соединении шпонки с доской, само соединение на ,, ласточкин хвост,, вы как делаете? А то я уже замучался экспериментировать. Не получается нормальное соединение.
Не получается нормальное соединение
в смысле, без дальнейшей подгонки. Думал может кто то придумал что то новое, а то я тоже делаю по старинке (фрезером под линейку).

для доказательства надо бы утопить дюжину досок)))
не надо столько, хватит того что почти каждый день имеешь дело с иконными досками, столешницами и другими щитовыми деталями.
Не получается нормальное соединение
в смысле, без дальнейшей подгонки
Интересно, а какую «дальнейшую подгонку» вы производите?
например шпонку по ширине или клин без больших отходов
Привет.
При серийном изготовлении, делаешь кондуктор для шпонки и обгоняешь ее на фрезере. тогда геометрия всей серии получится практически одинаковой, (допуск примерно +- 0,5 мм)
Делаешь кондуктор для фрезеровки пазов в доске под шпонки: рассчитываешь глубину и ширину по готовой шпонке, с расчетом того, что шпонка не должна доходить примерно на 1/3 или 1/2, методом научного тыка подгоняешь необходимый размер.
Итого: шпонки взаимозаменяемы (я делаю от 200-400 шт за один раз),
при необходимости направляющие для фрезера легко заменить.
делаешь кондуктор для шпонки и обгоняешь ее на фрезере
А можно подробнее?
… понял вы начинаете от шпонки, хорошая мысль. Я наоборот от паза. И чего мне это в голову раньше не пришло? Дед мой так делал и я делаю. Спасибо попробую так как вы, от шпонки.

А клин на сколько уже в узком конце от широкого делаете? Я делаю 10мм меньше на длине 250 — 260мм.

рассчитываешь глубину и ширину по готовой шпонке, с расчетом того, что шпонка не должна доходить примерно на 1/3 или 1/2, методом научного тыка подгоняешь необходимый размер
этот фрагмент объясните пожайлуста, а то не совсем понял.
И если можно покажите пару другую фотографий кондукторов, буду очень благодарен и так понимаю не только я. Заранее благодарю.
а то не совсем понял
Я вот не столяр и вообще ничего не понял…
Я тоже не столяр)), но инновациям в столярном деле всегда рад. Это надо же 400 штук за один раз. Мне столько не надо, но посмотрю с интересом на чюдо-кондуктор.)))
инновациям в столярном деле всегда рад
Так и я рад!
Что есть «кондуктор»?
Артём, ты у меня спрашиваешь?
Нет :)))
Ну, нет так нет)). А то у меня где-то валялся кондуктор самодельный (для шкантов) — но он к шпонкам отношения не имеет. ))
Ждём Сергия.)
Я так понимаю, что «кондуктор» — это типа шаблон?
Вопрос к тебе :)
У меня кондуктор — это болт с дыркой внутри, закрученный в деревяху, куда вставляется сверло, чтоб где надо дырки сверлить))). У Сергия это, наверное, типа шаблона. Подождём ТС.
Привет, фото делать пока не могу, попробую объяснить.
«Кондуктор обгоночный» — шаблон для шпонки делается из фанеры толщиной не менее 10 мм, это основание, примерно прямоугольной формы по длине шпонки + ограничители из брусков (ограничитель длины шпонки) с обоих сторон, чтоб шпонка не вылетала (удерживалась) при обработке ее ребра — для придания конусности, разница м/у узким и широким концами примерно 6-10 мм;
Сначала делаем шпонку — образец на фуганке, потом выравниваем по «первой грани» (ребру) основания и с противоположенной стороны (ребра — грани) крепим брусок-ограничитель (ограничитель ширины шпонки).
Далее переставляем шпонку (как удобнее-привычнее [с поворотом в горизонтальной плоскости детали ли без поворота на 180 градусов}) и получаем «вторую грань» (ребро) шпонки, Прим. по ширине основание-шаблон делайте примерно 3,5-4 ширины от шпонки, а длину — длина шпонки + 2-4 ширины шпонки.
Шаблон получится не сразу, там приходится ловить десятки на фуганке и всегда новый шаблон для замены старого (выработаного) будет немного отличаться, но это не критично для дерева.
Попробую завтра сфотографировать
Сергий, без фотографий не понятно, желательно сделать фотографии и самого действа.
Я так понял, что Вы делаете шпонки без фрезера?
Шпонки при потоке делаю на ручном фрезере закрепленном стационарно — просто нет вернее некуда ставить нормальный стационарник, для получения формы-профиля шпонки лучше всего стационарник, с фрезой — «спиралькой» которой обрабатывают металл + барабаном с наждачкой, а ласточкин хвост ручным фрезером, т.к. пальчиковые фрезы с хвостовиками d 6-8-10 мм продают почти в любом «инструментальном» магазине расходников
фрезой — «спиралькой» которой обрабатывают металл + барабаном с наждачкой
Этой «спиралькой» обрабатываете верхние края шпонки? сейчас в продаже есть очень хорошие спиральные фрезы по дереву (можно и самому из сверла выточить, где-то видео было). Режет чисто со всех сторон, я вот таким делаю ящичные и др. соединения:
Да, но все же лучше иметь не 2 ножа(кромки режущие), а по больше — безопаснее, быстрее и чище, меньше руки устают
быстрее и чище

это вряд ли )).
это ваше произведение?
ну да ))
Кондуктор для фрезировки пазов под шпонки
На основании — фанера не менее 10 мм, длина не менее 2-2,5 длины доски, ширина примерно 1,5 ширины доски (правильнее — ширина доски + 80-120 мм); крепим ограничители-по размеру доски — по периметру, бруски ограничители сечением: толщина доски * 40(50)мм три стороны крепим намертво клеем и гвоздями+саморезы
одну сторону делаем съемную (на всякий случай — вдруг доску заклинит) съемную я фиксирую саморезами и винтами М10 с гайками.
Важно ограничители выставить с максимально точностью по габаритам доски, либо + (1-2)мм
Направляющие для фрезеровки паза выставляем по подошве фрезера, Фиксируем винтами М8-М10 гайками с одной стороны, а с другой винт закручиваем во втулку (или также фиксируем винтами с гайками).
Завтра фотографирую, и постараюсь выложить.
Сергий, исходя из этой фотографии, в этом приспособлении вы только строгаете шпонку, а фрезой «ласточкин хвост» обрабатываете отдельно?
Да, ласточка — самая простая операция здесь, и калевка,
Идея — шпонки почти все одинаковы
Я к тому спросил, что в этом приспособлении удобно и фрезеровать, — если поставить пару вот таких прижимов или самому сделать прижимы типа «коромысло».
В принципе идея не нова, для массового изготовления может и применима (геометрия досок должна быть идеальна)). Я делаю доски разных размеров и мне это не надо.
Сергий, а сами-то доски где фото во всех ракурсах?
Проданы 500+ досок, осталось 18 на 24, делаю новые из липы
ни че себе… я больше 50 не делал
Т.е. можно заказывать?
P.S.: И всё же, хотелось бы посмотреть на сами доски…
осталось 18 на 24
ждём фото ;)
Опять вечер добрый. Все продолжаю «бороться» с Псковскими провайдерами — не могу подобрать нормальный, не дорогой трафик (провод или модем).
Начал склейку щитов — досок, пока выходит, примерно штук 150 заготовок под доски 25 на 30 и штук 30 заготовок под доски 30 на 40, все из липы с липовыми шпонками, скорее всего в начале февраля буду их почти все левкасить.
Главная проблема по лесу — нет его нормального на Псковщине, по цене пока примерно могу сказать — в районе +_- 70 руб за кв. дм., точнее после выработки леса.
Сергий, а где же фото?
все из липы с липовыми шпонками
липовые шпонки… прикольно)))
Пока склеил только щиты в основном под доски 25*30 по набору делянок к сожалению не могу пока делать более правильный набор, т.е. по количеству годовых колец и их частоте; — не позволяют размеры столярки и количество липы.
Ннадежда на то, что доски будут вести себя нормально ( с таким подбором делянок) только качество прифуговки и склейки + предшествующий опыт столярно-мебельного производства, как только в январе сделаем партию досок из липы — сфотографирую.
Только могу сказать — после сегодняшнего разговора с игуменом, доски из липы пока будем левкасить и продавать только залевкашенными, из-за тог, что липа тяжело пока приходит в монастырь, вся надежда только на постройку иконописной школы.
Скажите а из бука вы не пробовали делать? Беря во внимание редкость липы бук дума не будет дороже.
Вообще по книге монахини-иконописеца, рекомендованы:
1. Кипарис
2. Липа
3. Сосна, Ель, Кедр
Но по опыту столяра елку крутит сильно, хороший кедр равен по стоимости практически липе
Бук, дуб, ясень, явор, вяз и т.п. дерево хорошее и красивое, но скорее всего из-за того что более твердые и прочные — колкость больше.
Хоть я и не столяр, но по опыту скажу- первые 50-100 лет шпонка держит доску, спасает от изгиба. А потом- начинает вредить. И в конце концов разрывает. Поэтому реставраторы вынимают их долой, через век шпонки- это смерть иконе
по опыту скажу- первые 50-100 лет шпонка держит доску, спасает от изгиба. А потом- начинает вредить. И в конце концов разрывает
Пепел, за сто лет напряжение в доске растёт? ничего не перепутали? ;)
не думаю что бук хуже себя ведет чем сосна, некоторые мои доски почти 5 лет назад сделаны хорошо себя ведут вовсе не трищят
Не знаю, что растет. Но доска не может сопротивлятся шпонке. Или она ее сгибает сильно, или( что часто) не выдерживает, и разрывается ( часто не по шву) просто шпонка — убийца старых досок
Через сто лет доска уже «мёртвая» и напряжения в ней нет, видел доски старше ста лет и со шпонками они не конфликтуют — видимо дело не в возрасте досок, — а в их производителях.
На форму досок обратили внимание.значит огромное напряжение в шпонке. Результат часто один
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.